?

Log in

Одна из лучших картин на религиозную тему, которые я знаю. Мориц… - Сослучайное и присослучайное
December 10th, 2012
08:58 pm
[sticky post]

[Link]

Previous Entry Share Next Entry

(25 comments | Leave a comment)

Comments
 
[User Picture]
From:synchrozeta
Date:September 17th, 2016 01:21 am (UTC)
(Link)
Извините за глупый вопрос, но чем же так радикально, как Вы намекаете, недовольны слушатели?

Разве нельзя эту сцену интерпретировать иначе, вот так:
поскольку речь идёт, конечно, о внутренне-традиционном, то каждый слушающий раввина соизмеряет сказанное со своим личным духовным опытом, - и мы видим, что этот опыт у всех совершенно разный! - не об этом ли картина? Разный опыт - разное восприятие учения.
И взгляд на зрителя: а ты что думаешь об этом?

Всё-таки я уверена, что жест раввина должен быть более прозрачным для нас. О чём он говорит ученикам? Хорошо бы выяснить, т.к. картина очень значительная.
[User Picture]
From:nomen_nescio
Date:September 17th, 2016 06:17 pm (UTC)
(Link)
Я и не говорю, что слушатели недовольны. Они думают о чём-то внутреннем. Я бы предположил, что читается проповедь об упадке нравов и общей греховности, поэтому они уставили взгляды в землю, а самый левый даже закрыл лицо рукой. Жест раввина - это просто ораторский жест для подкрепления интонации. А прямо перед ними находится Окно в Большой Мир (через которое мы на них и смотрим), за которым бушует двадцатый век со всеми его соблазнами и идеологическими бурями. Возможно, что перед ними вполне еврейская улица Варшавы - на ней те же соблазны, только на идиш и оттого ещё более близкие.
[User Picture]
From:synchrozeta
Date:September 18th, 2016 03:01 pm (UTC)
(Link)
Пожалуй, да, жест раввина может быть просто ораторским жестом усиления.

В таком случае мы должны предположить, что слова раввина - о наиболее фундаментальных положениях веры. Причём, эти положения способны, как мы видим, вызвать такую бурную реакцию у мыслящих людей. Что это может быть?
Думаю, тут есть два варианта.

Вы отметили один из них:
=читается проповедь об упадке нравов и общей греховности=
Т.е. предполагается, что сотворённый человек - вечный должник Бога.

Тут мы видим реакцию людей: некоторые тяжело скорбят о своей греховности, другие внутренне протестуют, а иные удивляются или не согласны...
А один из них, кто-нибудь, думает: "А почему вдруг я - должник того, кто меня сотворил? Я договор об этом не подписывал. Меня сделали таким, как я есть, несовершенным. Это не моя вина, что я такой. И при этом я был вытолкнут в мир не по своей воле! Никто не спросил меня, согласен ли я на такую жизнь. Это по справедливости означает, что я ничего не должен Творцу!"

Наверное, так думает свободолюбивый молодой человек, который смотрит на нас...

А, может быть, что так думает каждый из них, но на свой лад! Т.е. тут присутствует детальная разработка темы. Картина поистине философская.
Powered by LiveJournal.com