Имян Отчествович Фамильев (nomen_nescio) wrote,
Имян Отчествович Фамильев
nomen_nescio

Categories:

С некоторым запозданием

Акыдат Ицхак, 21
Что именно имеется в виду в словах «И Бог испытывал Авраѓама»?
Смысл испытания может быть трояким. Первый смысл – для испытующего. Предположим, что некий человек искал, есть ли растение, излечивающее эпилепсию, испытывал разные растения, пока не нашёл пионию или пока не услышал о её свойствах и не испытал её. Об этом сказано: «И попытался идти (в броне), ведь доселе не пробовал» (Шмуэль-I, 17:39), «Испытаю-ка я на шерсти» (Шофтим, 6:39), «и пришла, чтобы испытать его» (Млахим-I, 10:1) и другие подобные примеры. Второй смысл – для испытуемого. Предположим, что мы знаем, что пеония полезна, но испытываем её в лечении, чтобы о её пользе стало известно и она пользовалась бы спросом. Ведь совершенство всякой вещи проявляется в её использовании. Об этом сказано: «ибо для того, чтобы испытать вас, пришёл Бог…» (Шмот, 20:16), «чтобы смирить тебя и испытать тебя» (Дварим, 8:2). И третий смысл испытания – для окружающих, чтобы показать им чудесное явление, чтобы они стали сведущими и испытанными в знании этого явления. Об этом сказано: «там Он дал ему закон и порядок и там испытывал его» (Шмот, 15:25), «ибо испытывает вас Господь, Бог ваш» (Дварим, 13:4). Рамбам в «Море невухим» объяснил это – для того, чтобы сообщить всем о праведности испытуемого. Так же сказано: «» (Дварим, 8:2).
Можно сказать сразу, что испытание, которым мы занимаемся, о котором сказано «и Бог испытывал Авраѓама», не относится к первой категории, ведь от Него не скрыто ничто из того, что должно произойти. Не относится оно и к третьей категории. Ведь те, кто видел это, не были пророками и не могли знать, что он готовился сделать это по Божественному приказу и также по Божественному приказу не стал делать. А если люди просто видят, как Авраѓам строит жертвенник, связывает на нём своего сына, простирает руку, чтобы зарезать его, и вдруг отводит нож и они оба возвращаются домой с миром – какой вывод они могут сделать? И даже если бы другой пророк сообщил им, что всё это было сделано по приказу Всевышнего, люди могут заподозрить его в сговоре с Авраѓамом для того, чтобы возвеличить Авраѓама среди них. Теперь понятно, что вопрос «почему жертвоприношение Ицхака не было осуществлено публично?» - глупый. Таким образом получается, что испытание Авраѓама относится ко второй категории, и его цель – осуществить, сделать реальным его совершенство.
Его разум должен был стать совершенным в двух аспектах.
Первый – общий смысл этой заповеди. Авраѓам должен был окончательно перестать быть естественным философом и стать религиозным человеком. Ведь с философской точки зрения действие Авраѓама – это великая глупость, а значит, человек может поступить таким образом только получив приказ от Того, Кто выше человеческого разума – по любви к Нему и из страха перед Ним. Если человек ослушается этого приказа свыше, его постигнет горькое наказание, хуже смерти, определённое Богом. Этот процесс (превращения Авраѓама из философа в верующего) начался с заповеди обрезания, о которой было сказано: «Ходи передо Мной и будь цельным» (Берешит, 17:1), как мы объяснили там.
А второй аспект – специфический именно для Авраѓама. Всевышний предоставил ему возможность посомневаться в обещании потомства через Ицхака, и поэтому Авраѓам должен был укрепить свой разум и выполнить заповедь Творца. Сомнения же его были двоякими. Во-первых – что, если после Божественного обещания он согрешил и Всевышний изменил своё мнение? Ведь так сказано: «Раз скажу Я (о каком-либо народе и о царстве: искоренить и разрушить, и погубить! Но если тот народ, о котором Я это изрек, раскается во зле своем, то отменю Я то зло, которое замыслил сделать ему). А в другой раз Я скажу (о каком-либо народе и о царстве: построить и насадить! Но если совершит он зло в глазах Моих, не слушая голоса Моего, то отменю Я то благо, которым думал Я облагодетельствовать его)» (Ирмеяѓу, 18:7-10). А он, Авраѓам, и не знает, что согрешил. Ведь не зря Всевышний повелел ему вознести его сына во всесожжение, наверняка это было сделано во искупление его грехов! И Авраѓам принял это с радостью. Во-вторых – возможно, Бог желает, чтобы Авраѓам служил Ему именно так. И Авраѓам не вспомнил о данных ему обещаниях, но пошёл служить Богу. Приведём пример. Некий царь обещал своему верному слуге, что он возвеличит его сына и всю семью его сына, и вдруг тот же царь говорит этому слуге: Вели своему сыну выбрать себе людей и пойти воевать с соседним царём. И слуга не подумал так: если мой сын погибнет на этой войне, что будет с прежними обещаниями царя? Нет, слуга принял это приказание. Таким образом он выразил готовность пожертвовать ради царя не только сыном, но и собой, всем своим будущим благополучием. А ведь благополучие души гораздо выше всех других благополучий, как очевидно всем. Ведь если бы это не было так – почему Авраѓам согласился бы принести своего сына в жертву во искупление своих грехов, по первому сомнению? Или чем может возместить ему Всевышний сына, и что ему все наказания за ослушание по сравнению с потерей сына – по второму сомнению? И вот, когда желание Авраѓама служить Всевышнему достигло своей цельности, завершилось и испытание. Теперь он стал испытанным и совершенным.
Tags: Авраѓам, Берешит, Ицхак, праотцы
Subscribe

  • (no subject)

    Сарит Хадад совершила каминг-аут только теперь, в возрасте 43 лет, когда конец певческой карьеры уже можно увидеть. Многие годы она - в нашей…

  • Явная лажа - 3

    ...11. После побега сотрудник Управления тюрем, отвечающий за исправность канализационной системы, пытался договориться с заключенными, чтобы они…

  • (no subject)

    Всё же это была "явная лажа", и невероятная лажа. ...9. За несколько дней до побега заключённые, выполняющие в тюрьме работы, жаловались на песок в…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 2 comments