Имян Отчествович Фамильев (nomen_nescio) wrote,
Имян Отчествович Фамильев
nomen_nescio

Categories:

Социальная политика и законы ритуальной чистоты

Ну хорошо, цели многочисленных нововведений и ограничений в области ритуальной чистоты в эпоху Второго храма более-менее понятны. Следующий вопрос: почему большая их часть касается именно трумы, возношений? Если бы мудрецы ввели дополнительную ступень чистоты и дополнительные ограничения только в отношении храмовых жертв, было бы понятно. Но почему ещё и трума?
Понятно, что труму имеют право есть только коѓены, а осквернённую труму есть вообще никому нельзя, за это полагается карет. Её можно только сжечь как топливо. Но если бы мудрецов заботило именно это, они постановили бы, например, что чуть только трума осквернилась - её немедленно нужно сжечь, вылить, закопать и т.д., чтобы не подводить коѓенов под монастырь. (Так считает Рав - но в Вавилоне и позже, Шабат 25а). Вместо этого трума обносится десятками "заборов" ограничений чистоты.
Теперь посмотрим на следствия. Через эти нововведённые "заборы" может прорваться гораздо меньше трумы, чем до их введения. В результате - гораздо больше нечистой трумы, и гораздо больше объектов соблазна! Вот лежит еда, а есть нам её запрещают... Достигается результат, обратный первоначальной цели.
И снова спросим: qui prodest? Или точнее: qui non prodest?
Трума - это дармовая еда, её бесплатно отдают коѓенам на каждом гумне, на каждом точиле и на каждом масличном жоме. На дармовщинку охотников много. И, видимо, в те дни было много людей, не задумывавшихся о строгости запретов и ходивших по деревням: "Я коѓен! Дайте мне, мне!"
Это плохо, но есть вещи и похуже. Предположим, у такого человека вырос сын. Каков его родовой статус? Двадцать свидетелей скажут, что его отец получал труму, и значит, мальчик коѓен. Завтра восстанавливают Храм и мальчик, не зная о деяниях отца, идёт служить... А ему нельзя! Всё его служение непригодно, жертвы не принесены, искупление не достигнуто!
Что делают наши мудрецы? Во-первых, постановляют, что "не отдают труму коѓену-невежде". Во-вторых, из поведения в отношении трумы нельзя делать вывод о родовой принадлежности, "не поднимают от трумы к родословной и не поднимают с помоста для благословения на жертвенник". А в-третьих, почти полностью уничтожают возможность использовать труму как источник даровой еды.
Правда, при этом страдают и настоящие коѓаним, но ладно, перебьются ремеслом.
Tags: талмудическое
Subscribe

  • Леонид Сергеев

    Ах, какая девушка, красивая и стройная, в трамвай влетела бабочкой и села у окна! Ах, какая бабушка седая и румяная, играет с внуком Митенькой на…

  • (без темы)

    В 1973 г. на Ленфильме был снят фильм "Сломанная подкова" с Юрским и Нееловой. Сценарий написан по мотивам романа Жюля Верна "Драма в Лифляндии". Но…

  • (без темы)

    После капитуляции Сталинграда фюрер сказал генералам: "Возможности окончания кампании на Востоке военным путём более не существует. Это мы должны…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments