Имян Отчествович Фамильев (nomen_nescio) wrote,
Имян Отчествович Фамильев
nomen_nescio

Categories:

Ѓалаха дорожного движения

р.Йоэль Бин-Нун
(материалы урока, по которым будет опубликована статья)

Дорога – источник повышенной опасности, и для пешехода, и для водителя, причём иногда эта опасность исходит от самого водителя. Движущаяся машина легко может убить. Поэтому человек, сидящий за рулём машины, подобен тому, кто держит оружие в руке (р.Йосеф-Цви Римон).
Перед тем, как сесть за руль, мы обязаны убедиться в том, что машина исправна. Запрещено выезжать на дорогу в машине, в которой неисправны какие-либо важные элементы (колёса, тормоза, руль, ремни безопасности, фары и пр.)
Запрещено трогаться с места, пока все сидящие в машине не будут пристёгнуты ремнями безопасности. В случае аварии непристёгнутый пассажир опасен не только для себя, но и для других пассажиров, на которых он может налететь всем своим весом при скорости движущегося автомобиля.
Строго запрещается вести машину, если водитель устал или если выпил сколько-нибудь алкоголя, пусть даже немного. Некоторые полагают, что «разрешённое» количество не опасно. Это грубая ошибка! Алкоголь в любых количествах влияет на скорость реакции и оценку окружающей действительности и своих возможностей. Мудрец, выпивший ревиит вина, не имеет права выносить ѓалахические решения и судебные приговоры – потому что его сознание не полностью чисто (Эрувин 64а). Так же если священник выпил ревиит (86 мл) вина, он не имеет права благословлять народ (Шулхан арух, Орах хаим 128:38).
Более того, священник, убивший человека, даже непреднамеренно, не имеет права благословлять народ (Шулхан арух, Орах хаим 128:35); Рама разрешает ему это, если он раскаялся. Но в наше время в еврейских общинах стоит вспомнить закон Шулхан аруха и не разрешать благословлять народ коѓену, по вине которого произошло ДТП со смертельным исходом – хотя бы на какое-то существенное время.
Тот, по вине которого произошло ДТП со смертельным исходом, считается «невольным убийцей» и нуждается в искуплении. Стоит ему уйти в изгнание, переменить привычное место жительства, как и предписывает Тора (Бемидбар, глава 35). И нельзя ему больше водить машину как минимум год, даже если у него не отобрали права.
Тот, кто три раза был уличён в нарушении правил дорожного движения, которое теоретически может повлечь ДТП со смертельным исходом, считается «закоренелым преступником» и не имеет права водить машину, пока всем не будет ясно, что он исправился – даже если у него не отобрали права.
Если человек ведёт машину, не имея водительских прав или с отобранными водительскими правами – он совершает большое преступление, и каждый знающий об этом обязан не пустить его за руль и остановить его. Сообщить о таком человеке в полицию – большая заповедь, так как это предотвращает несчастье. Так же заповедано сообщать в полицию о каждом, кто подвергает человеческие жизни опасности.
Запрещено давать ключи от машины юному водителю, ещё не имеющему опыта, даже если у него есть права. Он имеет права ездить только с взрослым и опытным сопровождающим – но только при условии, что этот сопровождающий достаточно ответственен.
Если человек едет на вечеринку и не уверен, будет ли он трезвым и не будет ли он усталым в конце её – ему запрещено вести машину. Тот, кто выпил или устал, обязан вернуться с вечеринки домой на такси или в автобусе, ему запрещено садиться за руль.
Тот, кто намеренно нарушает правила дорожного движения или же сознательно пренебрегает ими – больший преступник, чем намеренно нарушающий шабат, ведь законы шабата отодвигаются для спасения жизни (Шулхан арух, Орах хаим 329) и «опасное запрещено более, чем запретное» (Хулин 10а).
Отсюда следует, что с точки зрения ѓалахи все обязаны изучать и знать правила дорожного движения, а также – при поездке в другие страны – дорожные законы этих стран. Их нужно выполнять с такой же строгостью, как законы «деорайта».
Если вы опаздывайте – не увеличивайте скорость больше разрешённого. Стремление увеличить скорость может вызываться несколькими импульсами: нежеланием опоздать и желанием что-нибудь успеть; гневом на машину впереди, едущую медленно; желанием ехать «весело», выжать из машины всё, что можно. Если эти импульсы побуждают нас нарушить правила дорожного движения, имеющие силу законов ѓалахи – это вредные импульсы. Тора учит нас преодолевать дурные желания и не уступать им.
Некоторые едут неаккуратно потому, что полагаются на своё умение водить машину и избегать аварийных ситуаций. Они подобны тем, кто сознательно нарушает запреты «дерабанан», будучи уверенным, что не нарушит запреты Торы, которые они «ограждают». Мы знаем, что даже мудрейший царь Шломо споткнулся на этом (Санѓедрин 21б) (р.Давид Бигман).
Запрещено спорить и ругаться с другими водителями, во время движения, в пробке или в случае аварии. На дороге все спешат и нервничают, поэтому рассудительная оценка ситуации вряд ли возможна, а без рассудительной оценки нельзя доказывать свою правоту и неправоту оппонента. Споры на дороге много раз приводили к дракам и даже к убийствам.
Законы дорожного движения относятся к законам сохранения жизни, а в этой области любое сомнение трактуется в сторону устрожения. Поэтому если у водителя есть даже лёгкое сомнение в том, что он успеет обогнать или затормозить – ему запрещено это делать. Если есть даже лёгкое сомнение в том, разрешают ли правила движения некое действие – запрещено производить это действие.
Сказано, что «Небесный суд не судит человека сурово, пока он не достиг возраста двадцати лет» (Иерусалимский Талмуд, Бикурим 2:1). Но основание этого правила – возраст, начиная с которого после Исхода из Египта пересчитывали евреев. Согласно Рамбану (комментарий к Бемидбар, 1:3), это возраст, начиная с которого человек имеет право участвовать в совете народных вождей. Поэтому в наше время возраст, начиная с которого Небеса наказывают человека за те преступления, за которые не властен наказать земной суд (в том числе за нарушения правил движения, не зафиксированные полицией), равен возрасту участия в выборах – восемнадцать лет.
В тех местах, где перемещаться опасно, нужно читать дорожную молитву сразу же после выхода в путь (Шулхан арух, Орах хаим 219:7, Мишна брура 110:30). В наши дни к таким местам относятся любые автомобильные дороги. В дорожную молитву нужно добавить слова «и защити нас от дорожных аварий». Маѓарам из Ротенбурга произносил дорожную молитву в каждой утренней молитве, в благословении «Шомеа тфила» (Шулхан арух, Орах хаим 110:6).
(дальше в материалах были законы взаимопомощи при авариях и законы, касающиеся тремпистов, но их я не переводил).
Tags: ѓалаха
Subscribe

  • (no subject)

    "Перевод Торы на греческий подобен изготовлению золотого тельца, ибо Тору невозможно перевести точно" (Софрим, 1:7). И дело не только в том, что…

  • (no subject)

    Эту фразу я перевёл как "...оставим это всяким завзятым софистам, весьма надменным и никогда не передумывающим" (с помощью словаря E.A.Sophocles).…

  • (no subject)

    В Талмудах и мидрашах слово "заповедь" иногда используется в узко-референтном значении: "определённая, всем известная заповедь". И это…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 7 comments