Имян Отчествович Фамильев (nomen_nescio) wrote,
Имян Отчествович Фамильев
nomen_nescio

Category:

Ещё об акеде

(по статье Авраѓама Голана)
Всевозможные объяснения жертвоприношения Ицхака наталкиваются на главную проблему: как Бог может повелеть принести человеческую жертву, если Он это в Торе прямо запрещает и душа наша против этого восстаёт?
Варианты ответа и их недостатки:
- Тогда это было можно и нужно, а потом Тора запретила. Не увязывается с "праотцы соблюдали всю Тору" и с "мораль предшествовала Торе".
- Бог вообще не хотел, чтобы Авраѓам резал сына, а хотел лишь довести его до крайней точки и там остановить: в этом, мол, испытание. Образ Бога-провокатора нам не нравится.
- Не судите Бога с точки зрения человеческой морали, Ему можно. Это просто запрет думать.
- И наконец, вариант Берешит раба:"Ты мне сначала говорил, что в Ицхаке будет потомство моё, потом повелел зарезать, а теперь велишь перестать?!" - "Не говорил Я 'зарежь его', а говорил 'подними его' - подними и сведи вниз" (Берешит раба 56:12, см. также Таанит, 4). Примерно то же говорил р.Йона Ибн-Джанах, и после него р.Ицхак Арама.
Тогда понятно, в чём испытание Авраѓама: как он поймёт приказ, как он поймёт слово העלהו?
Недостатки такого объяснения вот каковы: 1) Почему Бог говорит так двусмысленно? 2) Если Бог хотел, чтобы Ицхака только подняли на гору и там, скажем, они вместе с Авраѓамом принесли бы в жертву барана, а Авраѓам повёл сына резать - значит, Авраѓам испытания не выдержал, всё неправильно понял!
р.Ицхак Арама ("Акыдат Ицхак", 21) считает, что Бог именно такого непонимания и добивался. Дескать, у него были две возможности понять: а) пойдите принесите жертву, б) пойди и зарежь сына по абсурдному приказу. Если бы Авраѓам принял первый вариант - был бы он молодец, а раз он понял второй вариант - он вдвойне молодец, полностью подчинил себя Богу. Если бы принял первый вариант - был бы он послушным высокоморальным философом, а раз он понял второй вариант - он стал настоящим верующим человеком, умеющим подчинять чувства голосу свыше.
Таким образом, выбор Авраѓама - между "религией разума" и "религией веры". Первая тоже неплоха, но вторая - лучше, и именно эта вторая образовала еврейский народ.
Tags: Авраѓам, Берешит, Ицхак, праотцы
Subscribe

  • Искренность

    (р.Исраэль Спира (1899 - 1989) был Блужовским ребе. В годы войны он потерял всю семью, находился в нескольких концлагерях, включая Берген-Бельзен,…

  • (no subject)

    Ѓилель Мали отмечает, что тема небесного суда, греха и оправдания относится в Танахе и Талмуде к совершенно разным семантическим полям. В Танахе…

  • Харедим и вакцина

    На харедимном сайте "Кикар ѓа-шабат" в откликах на сообщения о коронавирусе - дискуссии за и против прививок, как везде. Аргументы антиваксеров -…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 10 comments

  • Искренность

    (р.Исраэль Спира (1899 - 1989) был Блужовским ребе. В годы войны он потерял всю семью, находился в нескольких концлагерях, включая Берген-Бельзен,…

  • (no subject)

    Ѓилель Мали отмечает, что тема небесного суда, греха и оправдания относится в Танахе и Талмуде к совершенно разным семантическим полям. В Танахе…

  • Харедим и вакцина

    На харедимном сайте "Кикар ѓа-шабат" в откликах на сообщения о коронавирусе - дискуссии за и против прививок, как везде. Аргументы антиваксеров -…