Имян Отчествович Фамильев (nomen_nescio) wrote,
Имян Отчествович Фамильев
nomen_nescio

Categories:

О достоверности традиции

44 раза в Вавилонском Талмуде употребляется выражение אלא אי איתמר הכי איתמר, вводящее исправление некоей принятой устной традиции.
3 раза - выражение אלא תני (הכי), исправляющее мишнаитскую традицию.
Ещё раз пятьдесят - выражение תני תנא קמיה ד..., после которого рав поправляет тану и приказывает ему исправить заученный им вариант.
Ещё примеры:
Мишна Ядаим 3:5, где шесть танаев-современников приводят разные версии спора школы Шамая и школы Ѓилеля, причём одна из версий - "от имени семидесяти двух старцев", но это не даёт ей преимущества.
Брахот 27б, где два аморая приводят информацию о том, что "некто молился там-то тогда-то необычным образом", причём имена равов, места, времена и обстоятельства в обеих версиях различны - но амораи настаивают на том, что история была только одна.
А как с нарративом?
Два варианта одной истории:
Иерусалимский Талмуд, Трумот 8:1, 45с
Было дело: одна женщина очень любила выполнять заповеди. Однажды зашёл к ней один бедняк, дала она ему поесть. Но тут пришёл её муж. Она сказала тому бедняку подняться на чердак. Дала она мужу еду, он поел и задремал. Пришла змея, поела из той же тарелки и стала на него смотреть. Проснулся муж, хотел продолжить есть, а бедняк на чердаке подал голос, чтобы отвлечь его от отравленной еды. А не совершили ли бедняк с женой недозволенного? Нет, раз мы его в этом [в способствовании смерти мужа] не подозреваем, мы его и в том [в прелюбодеянии] не подозреваем, ведь сказано: «Ибо прелюбодействовали они и кровь на руках их» (Йехезкель, 23:37).

Вавилонский Талмуд, Недарим 91б
Пришёл однажды один прелюбодей к некоей женщине, и тут пришёл её муж. Убежал прелюбодей и спрятался за дверью. Стоял там салат, и поела его змея. Хотел муж начать есть этот салат, не спросив жену, и сказал ему тот прелюбодей: Не ешь, его ела змея! Сказал Рава: Жена наверняка не согрешила; если бы они сделали нечто запретное, прелюбодей был бы заинтересован в том, чтобы муж съел еду с ядом и умер, ведь сказано: «Ибо прелюбодействовали они и кровь на руках их» (Йехезкель, 23:37). А может быть, они сделали запретное, но прелюбодей не был заинтересован в смерти мужа, так как «вода краденая сладка и хлеб утаённый приятен» (Мишлей, 9:17)? Нет.

Два варианта истории из жизни раби Йоханана и его родственника:
Иерусалимский Талмуд, Бава батра, 9:3, 17а
Затраты на лечение любой излечимой болезни жены вычитаются из суммы её ктубы, а на лечение неизлечимых болезней – из имущества. У одной родственницы раби Шимона бар Ва болел глаз. Она пришла к раби Йоханану, и он спросил её: «Излечима ли эта болезнь? Если да, расходы – из твоей ктубы, а если нет – пусть твой муж выделит на неё деньги». Как же он поступил так? Мы же учили: «Не веди себя как архи-судья» (Авот, 1:8) – и раби Хагай от имени раби Йеѓошуа бен Леви объяснял это так: Не открывай дела одной из тяжущихся сторон! Но дело в том, что раби Йоханан знал, что это достойная женщина, и поэтому он открыл ей дело.

Вавилонский Талмуд, Ктубот 52б
Рабан Шимон бен Гамлиэль говорит: Затраты на лечение любой излечимой болезни жены вычитаются из суммы её ктубы, а на лечение неизлечимых болезней – как содержание, даваемое ей мужем... У одного родственника раби Йоханана была мачеха, которая нуждалась в лечении каждый день. Пришли они к раби Йоханану, и он сказал: Пойдите и договоритесь с врачом, что за такую-то сумму он будет всю её жизнь её лечить. И сказал раби Йоханан: Мы повели себя как архи-судьи! Что же он думал вначале, и что он решил потом? Вначале он думал: сказано «и от плоти твоей не отворачивайся» (Йешаяѓу, 58:7), а потом решил: Известный человек не имеет на это право.
Tags: талмудическое
Subscribe

  • "Зачем вам ордер, заходите запросто"

    Правительство решило (это будет вынесено на голосование в кнесет): Полиция имеет право входить в частное владение и проводить там обыск - без ордера,…

  • Вот кто нас кормит

    С начала 2021 года налоговых поступлений на 19% больше, чем на это же время в докризисном 2019 году. С начала года в израильский хайтек разными…

  • (no subject)

    Pfizer, Merck, AstraZeneca и "Тева" объявили о создании в Израиле совместных лабораторий. Возлёг волк с ягнёнком, и именно в Израиле.

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 3 comments