Имян Отчествович Фамильев (nomen_nescio) wrote,
Имян Отчествович Фамильев
nomen_nescio

Categories:

Урок р.Ицхака Блау

Опрокинул Всевышний на евреев гору Синай, как котёл, и сказал: Если вы примете Тору - хорошо, а если нет - здесь будет ваша могила. Сказал р.Аха бар Яаков: Это значит, что евреи могли сказать дисклеймер (מודעא) о Торе: принята под давлением, исполнять не обязаны (Шабат 88а).
Рамбан спрашивает: Если евреи могли дать дисклеймер, за что их наказывал Бог? А если их наказывали за дело - значит, они согласились с Торой и никакого дисклеймера!
Ритва считает, что "дисклеймер" здесь упомянут только как возможный ответ еретикам, сам рав Аха бар Яаков так не считает.
"Мешех хохма" полагает, что "под горой" нужно понимать так: евреи убедились в том, что существование всего мира зависит от Торы (как мы знаем из другого мидраша), и если они её не примут - мир вернётся в ничто.
Примерно то же до него говорил "Гур арье": это нужно бьло затем, чтобы евреи не думали, будто Тора - это не обязательная вещь, хотим - примем, хотим - не примем. Весь мир от неё зависит! "Колхоз - дело добровольное, хош не хош, а вступать надо".
А сам Рамбан предлагает такой вариант: евреи, конечно, не обязаны были, но захотели. А почему захотели? Потому что за соблюдение Торы им обещали Страну Израиля. Они её получили и были рады. Потом перестали соблюдать, их Бог и выгнал. А в дни Эзры (так у Рамбана) евреи снова приняли Тору, на этот раз добровольно и без условий, не ожидая награды. За так. (Страну они во второй раз получили не от Бога, а от царя Кореша).

А я подумал: что если понять Рамбана по Гур арье, ну или Гур арье по Рамбану? Тогда вот что выходит: евреи в некоторый момент перестали соблюдать Тору, их выгнали, они тем более её оставили (см. Йехезкель 20 и мидраш на это, который цитирует Рамбан: дескать, если хозяин выгнал слугу, может ли он быть недоволен тем, что тот ему больше не служит?) Вот они живут без Торы. А мир-то стоит, не обратился в ничто!
И вот они принимают Тору в дни Эзры - уже зная, что ни фига не зависит от их решения: ни Страна Израиля, ни существование мироздания. Ни фига.
А они принимают Тору.
И мы - их наследники, и соблюдаем её, несмотря на это двойное "ни фига".
Tags: Шмот, еврейская философия
Subscribe

  • (no subject)

    Моя лекция "Повседневный разговорный иврит как отдельный язык". https://www.youtube.com/watch?v=Yxbqiq0DG14

  • (no subject)

    Народ, а какие песни ОБ иврите вы знаете? עברית קשה שפה חולם בספרדית אליעזר בן-יהודה אלף אוהל בית זה בית The language of the Hebrew man А ещё?

  • (no subject)

    Ури Нисан Гнесин. Упражнение в "потоке сознания" на красивом иврите. Давид Фришман. Упражнение в символизме на библейскую тему на библейском же…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 2 comments