Проведи Господу всех открывающих [материнское] лоно
Ибн-Эзра, краткий:
Вначале сказано: «посвяти Мне каждого первенца» (стих 2), и святость будет выражаться в том, что они будут приносить всесожжения. Они и были «священниками, приближающимися к Господу» (Шмот, 19:22). И семьдесят старейшин Израиля (Шмот, 24:1) были первенцами, и «юноши из сынов Израиля» (там же, стих 5) были первенцами. А первенцы скота принадлежали первенцам и были отделены от прочего скота. Но Моше получил заповедь по приходе в страну [Кнаан] «перевести» всех первенцев Господу.
(В книге Бемидбар, глава 3, сказано, что левиты заменили первенцев, а скот левитов – первенцев скота. Каким образом и в каком отношении скот левитов заменяет первенцев скота, не ясно; Талмуд и Раши понимают этот стих не по его простому смыслу. Ибн-Эзра в комментарии к Бемидбар, 3:41 говорит, что это нужно было, «чтобы левиты не потерпели ущерба». Видимо, Ибн-Эзра понимает этот закон так: по заповеди, данной в Египте, первенцев скота нужно было отдавать первенцам людей, это считалось «посвящением Всевышнему», ведь принести первенцев скота в жертву в Египте было невозможно. После возведения Святилища и назначения левитов они заменили первенцев в качестве служителей Всевышнего, а скот левитов был посвящён Всевышнему уже в другом смысле: он был принесён в жертву. Чтобы левиты не остались без скота, им были отданы первенцы скота, которых до того отдавали первенцам людей. Впредь же первенцев скота нужно отдавать священникам, а они принесут их в жертву Всевышнему и будут есть жертвенное мясо. См. Бемидбар, 18:15-18).