Имян Отчествович Фамильев (nomen_nescio) wrote,
Имян Отчествович Фамильев
nomen_nescio

Categories:

Как раввины цензуровали рабби Йеѓуду ѓеХасида

По лекции Мирьям Вайтман
В 1975 г. р.Ланге в Швейцарии выпустил комментарий р.Йеѓуды Хасида к Торе - впеврые, по Кембриджской и Московской рукописям. Интересный комментарий, но особенно интересны в нём три места.
1. Комментируя Дварим, 2:8, он объясняет трудность: каким образом евреи после Исхода оказались в Эцион-Гевере, если он судя по Диврей ѓа-ямим принадлежит Эдому, а в Эдом соваться было запрещено. И говорит, что это объясняет стих Берешит, 36:39 про מהטבאל בת מטרד בת מי זהב: царь Эдома женился на этой Меѓетавэль, а она принесла ему в приданое Эцион-Гевер. И стих этот, по рабби Йеѓуде, вписан в Тору мужами великого собрания (!!!), чтобы объяснить это противоречие.
2. Берешит, 48:20 - "и поставил Эфраима впереди Менаше". Эти, казалось бы, лишние слова - уже сказано, что Эфраим назван первым - относятся не к Яакову, а к Моше. Это Моше поставил Эфраима первым в расположении колен и станов. И слова эти вписал Йеѓошуа, только он может говорить о Моше в третьем лице.
3. Бемидбар, 21:17-20. По мнению р.Йеѓуды, эти тёмные стихи изначально содержали... 136 псалом, "большой ѓалель", который составил Моше в честь явленных народу чудес. А потом Давид их из Торы изъял и включил в сборник под названием Теѓилим, и остались лишь намёки.
Как мы понимаем, это скандал. И р.Даниэль Леви, ознакомившись с этими местами в процессе подготовки книги к печати, решил этот скандал остановить и написал четырём раввинам - р.Файнштейну, р.Ойербаху, р.Эльяшиву и р.Менаше Кляйну - с просьбой остановить печатание книги. Аргументировал он это так: эти места наверняка вписали в комментарий великого р.Йеѓуды ѓеХасида подлые злодеи и еретики с целью опорочить его светлое имя, а значит, такую книгу нельзя выпускать. Остановить печатание ему не удалось, и тогда он написал вторично с призывом прекратить второй выпуск.
Ответили ему так. Р.Файнштейн сказал, что раз злодеи притронулись к этой книге, нет гарантии, что они не испортили и другие места, которые мы не выявили, значит, всю книгу нужно уничтожить. Р.Ойербах и р.Эльяшив ограничились призывом к издателю выпустить второе издание, из которого убрать скандальные места и сообщить об этом в предисловии. (Так и было сделано). А р.Кляйн напомнил всем о р.Хананьи бен Хизкии, который спас книгу Йехезкеля от уничтожения, истолковав трудные места, и сам истолковал третью трудность. Истолкование таково: Моше написал две книги. Одна - Тора. А другая - его личный дневник, в котором было много всякого, в том числе 136 псалом, и оттуда его скопировал царь Давид.
Ну, идею о злодеях можно отвергнуть, потому что все три эти комментария откликнулись в трудах учеников и отдалённых учеников р.Йеѓуды - в Рокеах, у р.Авигдора Каца и у р.Менахема Циони.
В итоге вышли два издания комментария, с цензурой и без цензуры, и в библиотеке нашей ешивы они оба есть.
Можно задать вопрос: как же р.Йеѓуда ѓеХасид мог писать такие вещи, если он знал, что всякий, кто говорит, что даже одна буква Торы не с Небес - лишается удела в Грядущем мире? Возможны три ответа: р.Йеѓуда не принял эту барайту как ѓалаху, а Рамбама он не знал, так как был его современником и жил в совсем другом регионе; он относил эти слова только к ѓалахе, а не к тексту; он понимал "Тору с небес" как продолжающийся процесс и включал в него даже мужей великого собрания.
Tags: еврейская традиция
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 20 comments