Имян Отчествович Фамильев (nomen_nescio) wrote,
Имян Отчествович Фамильев
nomen_nescio

Category:

Письменная Устная Тора

Есть такая история в Талмуде:
Кидушин 66а. Учили: история о царе Янае , который как-то раз отправился в Кохалит , что в пустыне, и завоевал там шестьдесят городов. По возвращении был он весел, устроил большой праздник и пригласил на него всех мудрецов Израиля.
Сказал он им: наши предки, пока строили [Второй] Храм, ели мальвы – будем же есть мальвы в память о предках наших!
Подали мальвы на золотых столах, и ели их.
Был среди присутствующих один человек, насмешник с недобрым сердцем, негодник, по имени Элазар бен Поира. Сказал этот Элазар бен Поира царю Янаю: фарисеи замышляют против тебя.
- Что же мне делать?
- Испытай их налобником.
Испытал их налобником. Был среди них один старец по имени Йеѓуда бен Гедида. Сказал Йеѓуда бен Гедида царю Янаю:
- О царь Янай! Довольно тебе царского венца, оставь венец первосвященника потомкам Аѓарона!
Ибо говорили, что мать его была в плену в Модиине , но это не было доказано.
И удалились мудрецы Израиля в гневе.
Сказал тогда Элазар бен Поира царю Янаю:
- О царь Янай! Даже для [последнего] простолюдина в Израиле закон таков, ты же – царь Израиля и первосвященник, какой же в этом случае закон?
- Что же мне делать?
- Если послушаешь моего совета – раздави их!
- Но что же тогда станет с Торой?
- Она свернута и лежит в углу: всякий, кто захочет учить – придет и выучит.
Сказал рав Нахман бар Ицхак: в этот миг вошел в него [дух] ереси, ибо должен был ответить: это – Письменная Тора, но Устная Тора – что с ней будет?
Тогда воплотился зловещий замысел Элазара бен Поиры, и все мудрецы Израиля были перебиты. И мир оставался пустынным, пока не пришел Шимон бен Шетах и не вернул Торе прежнее [величие].
Понятно, что у неё есть параллель у Иосифа Флавия, Иудейские древности 13:10:5-6, 13:14:2, и что имена героев существуют в разных рукописях во многих вариантах. Но интересно, что если проанализировать язык и стиль талмудического отрывка в оригинале, приходим к выводу, что в основе его лежит не устное предание, а письменный текст! И написан он на языке, переходном от позднего библейского к мишнаитскому. Так, как написан этот отрывок, в ту эпоху не говорили, так только писали. Это означает, что у нас есть единственная талмудическая агада, у которой есть письменный источник, другими словами, что у нас есть единственное свидетельство существования письменных сборников исторических преданий эпохи Мишны, написанных на иврите. Это проливает новый свет на проблему источников т.н. Устной Торы и на историю мишнаитского иврита, до сих пор считавшуюся историей устного наречия.
Это одновременно и независимо доказали Веред Ноам с Йоэлем Элицуром и я.
Tags: иврит, талмудическое
Subscribe

  • Явная лажа - 3

    ...11. После побега сотрудник Управления тюрем, отвечающий за исправность канализационной системы, пытался договориться с заключенными, чтобы они…

  • (no subject)

    Всё же это была "явная лажа", и невероятная лажа. ...9. За несколько дней до побега заключённые, выполняющие в тюрьме работы, жаловались на песок в…

  • И о побеге

    1. Закария Зубейди - самый "интересный" беглец - накануне побега попросился в камеру пятерых других, и его перевели, хотя по правилам не соединяют в…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 5 comments