Имян Отчествович Фамильев (nomen_nescio) wrote,
Имян Отчествович Фамильев
nomen_nescio

Categories:
Существует каббалистический подход, согласно которому Тора и заповеди являются источником и сутью всего, что существует в мире (Зоѓар, 2:161а). Этот вывод делается из сказанного "Бог смотрел в Тору и творил мир" (Ялкут Шимони, Берешит 2), "Тора и Бог едины" (Зоѓар, 1:24а; 2:60а). Также Тания, гл. 4: "Тора является мудростью и волей Бога". Поэтому:
Игрот кодеш, 15:314
Поскольку наши мудрецы сказали, что Вс-вышний смотрел в Тору и творил мир, нелогично и неразумно предположить, что какие-либо явления мира будут препятствовать соблюдению Торы. Ведь здравый смысл не допускает, чтобы следствие было сильнее причины.
Ликутей сихот, 1:1-2
Когда кажется, что естественные обстоятельства мира порождают трудности или даже невозможность выполнять заповеди Торы, нужно напомнить себе, что Вс-вышний смотрел в Тору (в Десять речений) и творил мир. Если мы осознаём, что само существование мира проистекает из Торы, нам становится ясно, что никакое явление мира не может воспрепятствовать нам выполнить все 613 заповедей Торы.
Более того:
Сефер ѓа-сихот, 5748 г., 2:590, прим. 10
Тора раскрывает истинную суть и предназначение всех вещей… Это означает, что использование всякой вещи будет соответствовать её внутренней сути, только если её используют согласно указаниям Торы. Если же этого не происходит, Б-же упаси, то это не только противоречит Торе и воле Вс-вышнего, но и самой природе вещи.
Это всё хорошо. Но вот какой практический вывод делает из этого р.Йоэль Кан (журнал "Кфар Хабад", кислев 5752 г., 500, стр. 7-8):
Ребе внедрил в нас мысль о том, что при любой проблеме прежде всего нужно проверить тфилин, мезузы, кашрут, интенсивность изучения Торы и пр. Прежде всего еврей должен обдумать свои дела и выяснить, какой духовный недостаток мог привести к этим нежелательным последствиям. Такой подход вытекает из того, что для Ребе очевидно, что Тора и заповеди – источник всего в мире.

То есть куда мы приехали? К старому-старому представлению о том, что болезни и несчастья проистекают из недостаточного усердия или небрежения в служении Богу. То, против чего протестовал Рамбам в комментарии к мишне "Песахим" (о царе Хизкияѓу) и в "Путеводителе". Нелады в жизни? Проверь мезузу. По-прежнему? Проверь тфилин. По-прежнему? Устрожай кашрут. По-прежнему? Больше учи Тору и больше давай на благотворительность. По-прежнему? Ещё больше… и т.д.
Против этого подхода можно возражать с разных точек зрения, но лучше – изнутри, с его же собственных позиций. Если Тора и заповеди есть воля Бога, план и внутренний механизм устройства мира, если неправильность в них ведёт к неправильности в мире, и если учесть, что Тора дана только для блага людей, причём в том числе материального блага (см. "Шма") – почему к этому механизму не прилагается инструкция по ремонту? Почему мы не знаем ни качественной, ни количественной связи между поломками в механизме и сбоями в работе? Представьте себе, что вам дан сложный и хрупкий электронный прибор (причём с меняющимися связями между дисплеем и схемами) и сказано: "если будет плохо работать – прозванивайте одну схему за другой и меняйте один транзистор за другим, пока не заработает".
А если к механизму не прилагается инструкция по ремонту – значит, не наше дело его ремонтировать, подождём техника. Чайник не должен лезть в BIOS. Мы – пользователи, эксплуатационники. Мы отвечаем за целостность системы, а не за функционирование. Единственное, что мы знаем – что-то сломалось. Если мы при этом знаем, где у нас в нашей еврейской жизни сгорел транзистор – мы будем ковыряться в себе и его менять, поскольку нам поручено следить за комплектностью. Но не будем ждать, что машинка тут же заработает.
Tags: Хабад, еврейская философия
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 6 comments