Имян Отчествович Фамильев (nomen_nescio) wrote,
Имян Отчествович Фамильев
nomen_nescio

Ещё кое-что об электричестве

Начало - http://nomen-nescio.livejournal.com/1286134.html.
Предположим, мы судим об электричестве как о "молид". (См. выше об ограничениях этого суждения: это самое популярное, но не самое аргументированное мнение). Весь "молид" выводится из порождения запаха. Так вот, р.Шмуэль Шиша, член руководства "Толдот Аѓарон" (самые устрожающие из всех возможных), написал респонс:
כותר: מולד ריחא בשבת ויום טוב
מחבר: הרב שמואל שישא
כתב עת: דבר ההתאחדות (ישיבת בית יוסף צבי (ירושלים). תלמידים) מ, תשס"ב, פח - צג
מתוך מאגר "פרויקט השו"ת 23"
И там на пятой странице респонса он пишет:
Я считаю, что спор о допустимости добавления запаха также является основой спора ахароним о мирте, который снаружи вообще не пахнет. Можно ли разламывать его (в йом-тов и шабат), чтобы насладиться запахом? (То, что пахнущий разламывать можно, принято среди всех авторитетов). "Даат Тора" от имени "Эшель Авраѓам" пишет, что нельзя, потому что это не добавление запаха, а его порождение. Но "Менора теѓора" и "Торат шабат" облегчили, так как это подобно раскалыванию ореха для извлечения его содержимого. Запах скрыт и сосредоточен в этом мирте, а значит, к этому тоже относятся слова Талмуда "лишь увеличивает запах". (См. "Нишмат шабат, 336). Итак, они говорят, что запах сосредоточен в этом мирте и можно извлечь его, так как это "увеличение". Также и א"א (Эшель Авраѓам?) понял, что простой смысл Талмуда в том, что если запах существует, можно увеличивать его. И в свете этого понятна точка зрения Шулхан арух ѓа-рав, разрешавшего добавлять именно этот конкретный запах.

Итак, у нас есть мирт, который снаружи вообще не пахнет. Есть разрешающие ломать его с тем, чтобы появился запах - аргументируя это тем, что частицы запаха уже есть в этом мирте. Вопрос: если уж мы уподобляем электричество "молиду", чем это отличается от батарейки? Разве что тем, что разломать мирт можно лишь один раз, а батарейку включить-выключить - много раз.

И ещё один интересный вопрос, ответа на который я пока не нашёл. Говорил ли кто-нибудь о "распространении запаха на те части одежды, которые ещё не пахнут"? Или же вся одежда рассматривается как единое целое, и если пахнет большая часть, то пахнет и вся она, и неважно, что конец рукава без запаха? Понятно, что это означает в нашем случае. Знающий рав, которого я спросил, сказал, что неважно, пахнет единое целое или часть.
Subscribe

  • Леонид Сергеев

    Ах, какая девушка, красивая и стройная, в трамвай влетела бабочкой и села у окна! Ах, какая бабушка седая и румяная, играет с внуком Митенькой на…

  • (no subject)

    Пишут, что Китай запустил гиперзвуковую ракету, которая облетела весь земной шар на низкой орбите и ни одно ПВО её не заметило.…

  • (no subject)

    По моему мнению, если в ближайшие - не дни, а часы - Йоси Бен-Атар не будет уволен нафиг с "Галей Исраэль", эта радиостанция засвидетельствует тем…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 3 comments