Имян Отчествович Фамильев (nomen_nescio) wrote,
Имян Отчествович Фамильев
nomen_nescio

Categories:

Отношение к неевреям в современной ортодоксальной ѓалахе и философии - 2

(продолжение)
Взгляды Менахема ѓа-Меири

Благодаря любезности ymarkov прочитал подробную статью Моше Гальберталя (профессор Иерусалимского университета, глава бейт-мидраша, член редколлегии одного из журналов modern orthodoxy “Edah” http://www.edah.org/)
“Ones Possessed of Religion”: Religious Tolerance in The Teachings of The Me’iri”
http://www.edah.org/backend/journalarticle/halbertal.pdf
Вкратце: Меири касается проблем неевреев в трёх аспектах. 1) Отношение к их праздникам и домам служения – здесь он снимает с современных ему неевреев категорию идолопоклонников и снимает все связанные с этим ограничения. 2) Равенство в имущественном праве – он декларирует полное равенство современных ему неевреев с евреями. 3) Запрет на нееврейское вино и другие продукты – он оставляет его в неприкосновенности, чтобы предотвратить ассимиляцию и межнациональные браки.
Следуя философскому подходу Рамбама, Меири расходится с ним в ѓалахе. Рамбам оставил в талмудическом виде практически все антигойские законы – включая обязанность произносить при виде нееврейских могил стих из пророка «Позор вашей матери, стыд родившей вас». И неудивительно: по Рамбаму, чем больше человек интеллектуально развит, тем более он достоин звания человека. Логично, что еврейские женщины имеют меньше гражданских прав, чем еврейские мужчины: их мозг менее развит (в силу природы или образования – совсем отдельный вопрос). То же с неевреями: согласно Рамбаму, Тора – это идеальная религия с точки зрения здравого смысла (Море невухим), и если человек или народ не дошли до этого – они не имеют право на равные права с теми, кто дошёл. По той же причине мудрец Торы имеет право на некоторые преимущества в судебных процессах.
Меири же подводит всех, кто «ограничен религиозными этическими законами, не поклоняется идолам и верит в Бога», под категорию Торы «ближний», то есть равноправный. В разных местах он даёт им несколько разные определения, например:

«Все народы, у которых существуют религиозные [этические] законы (גדורים בדרכי הדת) и которые каким-либо образом верят в Бога – хотя их вера и далека от нашей – не относятся к талмудическим «гоям» и «акум», но они полностью подобны евреям в отношении возвращения потери, в отношении ошибки при подсчёте и в отношении прочих [имущественных] дел, никакой разницы» (Бейт ѓа-бхира к Бава кама 113б)
«А запрет сдавать и продавать нееврею дом касается только страны Израиля и только идолопоклонников былых времён, у которых в домах были идолы и они им приносили жертвы и воскуряли курения. В диаспоре же и в наше время сдавать и продавать дома неевреям разрешается» (Бейт ѓа-бхира к Авода зара 20б).
«А в наше время никто не придерживается этих ограничительных правил, даже в дни их праздников – ни гаон, ни рав, ни мудрец, ни ученик, ни благочестивый, ни прикидывающийся благочестивым (מתחסד)» (Бейт ѓа-бхира к Авода зара 2а).
«Те, к кому относятся талмудические ограничения – это те, у которых вообще нет религии (דת) и Богобоязненности, и они воскуряют небесному воинству и служат идолам, никакого преступления не сторонятся» (Авода зара, 15б).
«Древние идолопоклонники не были ограничены [этическими] законами религии, и наоборот, всякое преступление и всё отвратительное было прекрасно для них. И так сказал величайший из философов (кто?): «Убей того, у кого нет религии (דת)» (Ибн-Каспи в «Сефер ѓа-мусар» приписывает это Платону). А те, кто служат Божеству (אלוהות), к ним не относятся: известно, что «гер-тошава» нам заповедано поддерживать» (Авода зара, 26а).
«Древние народы, которые служили идолам и не боялись религиозного наказания…» (Бава батра, 45а).
«Народы, которые ограничены [этическими] законами религий и верят в существование Бога, в Его единство и могущество – хотя и путаются слегка в некоторых вещах, согласно нашей вере» (Гитин, 62а).
"Еврей, убивший ноахида случайно, не уходит в изгнание, потому что он не "ближний", так как не ограничен этической религией" (Макот, 8б).

И даже в ритуальной области этот принцип действует:
«Спасение жизни отодвигает субботу, и следуют за большинством. Так, если упал дом на людей, и в нём большая часть – идолопоклонники, нам не заповедано нарушать субботу для их спасения, ПОСКОЛЬКУ У НИХ НЕТ НИКАКОЙ РЕЛИГИИ (דת)» (Йома, 84б). Из этого следует чрезвычайно важный принцип: ради тех, кого Меири почитает за «правильных», ЗАПОВЕДАНО НАРУШАТЬ СУББОТУ. Я не слышал и не видел, чтобы этот аргумент применялся в спорах о враче в субботу!
«Причина, по которой запрещено готовить еду для нееврея в йом-тов – в том, что нам не заповедано поддерживать его. А если вы спросите: если нам не заповедано поддерживать его, почему можно приглашать гостей-неевреев на субботу, хотя запрещено кормить в субботу зверей, нам не принадлежащих? Тосафот отвечают, что гостей-неевреев мы кормим только ради поддержания мира (דרכי שלום). Но всё это относится лишь к древним народам идолопоклонников» (Бейца, 21б). Из этого следует, что ради «правильного» нееврея можно готовить еду в йом-тов (а это связано с особо оговорённым нарушением запретов), как и ради еврея.
«На брате гера не лежит обязанность ибума, так как у гоев нет юридического понятия отцовства, ибо «истечение жеребцов – истечение их», говорит Талмуд. Меири оговаривает: «Только идолопоклонники, находящиеся вне [этических] законов религии, подобны в этом животным» (Йевамот, 98а).
А к Санѓедрин 56б он пишет: "Ноахидам заповедан суд и компромисс, как сказано: "творить справедливость и правосудие". Но ведь эти слова сказаны в контексте потомства Авраѓама "и дома его" (Берешит, 18:19)! Вообще Бейт ѓа-бхира к Санѓедрин 56-59 - это кладезь сведений о ѓалахе для ноахидов.

Ешё интересное: "Ноахид не имеет право устанавливать себе день запрета работы, и он достоин наказания, хоть его и не казнят - потому что люди ошибутся и решат, что он тоже еврей. По той же причине ему запрещено учить Тору (не из желания выполнить её заповеди, а просто потому, что ему хочется изучить нашу Тору), кроме всего, что вытекает из его заповедей - чтобы не ошиблись и не решили, что он тоже еврей. Однако если он глубоко изучает то, что касается его заповедей - его почитают, как первосвященника. И тем более его почитают, если он изучает Тору из желания постичь её совершенство, ведь если он постигнет её совершенство, он сделает гиюр. И тем более это относится к тому, кто изучает Тору во имя её - даже разделы, не касающиеся ноахидов" (Санѓедрин 59а).
"Однако заповеди освящать имя Всевышнего у них нет, и они имеют право служить идолам, если их к этому принуждают" (Санѓедрин, 74б).

И в философской области:
«Принцип «Израиль находится вне астрологии» относится ко всем, кто подчиняется [этическим ] законам религии» (Шабат, 156а).
«Не рассказывают гоям тайны Торы» - только идолопоклонникам, ведь поскольку они отрицают Главное, как же мы будем учить их Торе?» (Хагига, 13а).

Теперь нужно выяснить главное. Является ли для Меири вера в единого Бога непременным условием «принятия этических ограничений»?
Хальберталь в своей статье приводит доказательства того, что «люди религии» (баалей дат) в средневековой еврейской философии – это те, кто принял Божественные установления о справедливости, в отличие от «людей мудрости» (баалей хохма), чьи понятия о справедливости относительны. На Меири в этом отношении сильно повлиял Шмуэль Ибн-Тиббон. Сам Меири собирался написать «Эссе о религии (ктав ѓа-дат), в котором не приводил никаких философских аргументов, а только слова традиции (сочинение утеряно, см. его комментарий к Санѓедрин). Для Меири «мин», к которому нужно относиться сугубо отрицательно и которого нужно гнобить – это идолопоклонник и человек без религии, а перешедший в христианство или другую религию – это человек вполне сносный (Ѓорайот, 11а).
«Поколение Вавилонской башни, как говорит мидраш, собиралось «убить Бога», то есть полностью отрицать Его. Они не верили ни во что, не ощущаемое органами чувств. Но исследователь (баал ѓа-мехкар) неизбежно придёт к вере в некоторые основные принципы Торы, такие, как существование Бога и нематериального» (Эссе о раскаянии). «Философ может прийти к вере в Бога и нематериальное, но до получения Торы его вера будет неполна» (комментарий к Псалмам). Вообще, эссе Шмуэля Ибн-Тиббона «Икаву ѓа-маим» представляет картину прогресса человечества – от отрицания всего нематериального к философскому признанию его существования и далее к дарованию Торы.
Таким образом, на первый взгляд, ѓалахические взгляды Меири базируются на его философских взглядах. А они признают «нормальным человеком» только монотеиста, принявшего этическую религию.
В Санѓедрин 57а он пишет: "Ноахид, который - как мы видим - принял на себя семь заповедей, относится к праведникам народов мира, и он входит в число религиозных (בעלי דת, а мы видели, что для Меири это этический монотеизм), и есть у него удел в грядущем мире".

Однако:

В одном месте (Бава кама 37б) он разделяет неевреев на три категории:
1. Как сказано в Бава кама 37б, если бык еврея забодал быка нееврея, он не платит, а если бык нееврея забодал быка еврея, то будь он "чистый" или "предупреждённый", платит полную стоимость. (Это один из двух законов, которые не понравились в Торе двум римским легатам). Это потому, что они не берегут имущество ближнего, вот и наложили на них такое наказание, чтобы не привыкали портить имущество других. Но сказанное в Гемаре относится только к народам, не ограниченным этическими правилами религии (גדורים בדרכי דתות ונימוסים), и об этом сказано в Гемаре: "ראה... עמד ויתר גוים: Увидел Всевышний, что они не выполняют семь заповедей, и разрешил их имущество" - еслли закон присуждает их к этому.
2. Но если они выполняют семь заповедей, закон по отношению к ним такой же, как закон по отношению к нам, и мы не потакаем себе в этом случае (אין נושאים פנים בדין לעצמנו).
3. И разумеется, таково же положение в случае народов, ограниченных этическими правилами религии.

Вроде бы из этого следует, что Меири признаёт существование ноахидов, не находящихся в рамках религии - то есть современных людей. Если так - то ура, мы нашли авторитетное подтверждение нашему подходу к западному миру.
Tags: еврейская философия, отношение к неевреям, ѓалаха
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 10 comments