Имян Отчествович Фамильев (nomen_nescio) wrote,
Имян Отчествович Фамильев
nomen_nescio

Categories:

Отношение к неевреям в современной ортодоксальной ѓалахе и философии - 7

(дополненное и расширенное)
«Пути мира» (дархей шалом)

До сих пор (см. предыдущие записи) мы видели, что определённое толкование статуса ноахидов, а также мнение Меири, позволяет полностью уравнивать евреев и неевреев в имущественных вопросах (фактически отменяя талмудические законы), а также признавать за «современным хорошим человеком» право на ѓалахический статус «праведника народов мира», отношение к которому должно быть как к любому праведнику. Кроме того, мы видели, что привлечение понятия «все созданы по образу Божьему» ѓалахически уравнивает евреев и неевреев во многих аспектах жизни, смерти и судьбы тела после смерти. Но пока остался невыясненным вопрос: действует ли это равное отношение, если оно вступает в противоречие с ритуальными правилами иудаизма? Например, в какой степени и при каких условиях можно ради нееврея нарушать субботу?
Одно из самых распространённых обоснований равноправного отношения к неевреям – «ради предотвращения опасности». Так, именно по этой причине еврейскому врачу разрешено работать в субботу:
Avraham Steunberg, Jewish Medical Law (2:18-21, перевод o_aronius ), книга, которая является кратким изложением сказанного в другой книги - "Циц Элиэзер", собрнике респонсов одного из авторитетнейших раввинов 20 века Элиэзера Вальденберга (9:17, глава «Лечение в субботу»):
18. Согласно законам, сформулированным в Талмуде и кодексах, запрещено нарушать Субботу ради медицинской помощи нееврею, даже опасно больному. Это правило распространяется и на помощь нееврейской роженице.
19. Однако сегодня разрешается ради лечения нееврея в субботу нарушить запреты, установленные раввинами, поскольку, поступая так, врач предотвращает вражду между евреями и неевреями.
20. Некоторые авторитеты разрешают нарушить любой субботний запрет ради лечения нееврея, даже те из них,которые прямо упомянуты в Торе.
21.Существует легальный метод лечить нееврея в субботу, нарушая при этом все субботние запреты, и при этом не нарушить закон. Для этого врач, оказывая помощь, должен думать про себя, что делает это не ради лечения, но для того, чтобы обезопасить от обвинений и вражды как себя, так и весь еврейский народ.Таким образом, он совершает запрещенные в субботу действия не ради их прямого результата, а с другой целью, и мидеорайта ничего не нарушает.
Р.Овадья Йосеф (Ѓалаха у-рефуа, 1:147-150) предлагает другое обоснование: так как закон обязывает лечить всех без разбора, то запрещённые мелахот, которые совершает при этом врач, делаются не ради их самих, а чтобы уберечься от наказания по закону.
Итак, по мнению р.Вальденберга, лечение неевреев в субботу разрешено, чтобы не было вражды по отношению к евреям. Т.е. это расширенное понимание обоснования «пикуах нефеш» - спасение жизни. Ради спасения жизни (еврейской) отодвигаются все субботние запреты. Так же и запреты мудрецов, и даже запреты Торы, отодвигаются ради спасения всего еврейского народа от вражды.
Вам это обоснование нравится? Мне – при глубоком уважении к мудрости и памяти р.Вальденберга и р.Овадьи Йосефа – не очень. Потому что оно:
а) подразумевает, что неевреи в общей массе ненавидят евреев и желают им смерти до такой степени, что даже ради предотвращения возникновения дурной мысли о евреях разрешено нарушать запреты Торы. А если опасности вражды нет (например, если нееврейские власти пожмут плечами - у каждого свои заморочки - и разрешат еврейскому врачу не работать в субботу, подыскав ему замену) – никакой обязанности лечить нееврея в субботу у еврейского врача нет.
б) Другой пример: получается, что если еврей-врач идёт в субботу по улице, по нему не видно, что он врач и даже не видно, что он еврей, и прямо около него у какого-то негра, скажем, сердечный приступ, и рядом больше никого нет – этот еврей, не моргнув глазом, обязан пройти мимо! Ведь в субботу запрещён мудрецами даже лечебный массаж, что уж говорить о непрямом массаже сердца и тем более о включении дефибриллятора! Для еврея – да, потому что существует заповедь спасти его жизнь. А для негра в ситуации «никто не увидит и никто не узнает» - нет.
Но мы в глубине души чувствуем, что такое поведение еврея-врача как-то не очень правильно, мягко говоря. А есть ли другие причины разрешить ему лечить в этой ситуации?

Уже в Мишне и Талмуде сказано, что приветствуют неевреев, подают милостыню их беднякам (даже в отсутствие еврейских бедняков) (Рашба, Ран и Ритва к Гитин, 61а), хоронят их мертвецов и утешают скорбящих, посещают их больных, берегут их вещи от воров (Рамбам) «ради путей мира» (Гитин, 61а). Здесь имеются в виду любые неевреи, даже идолопоклонники (Тосафот к этому месту и Цафнат Панеах к Рамбам, Законы о царях 10:12). И это несмотря на то, что приветствовать идолопоклонника словом «Шалом», являющимся одним из имён Бога, вообще говоря, запрещено Торой: «Нет мира (шалом), сказал Господь, злодеям» (Йешаяѓу, 48:22), и получается произнесение имени Бога всуе. А подавать милостыню нееврейским беднякам-идолопоклонникам – это нарушение запрета ло техонем – ло титен лаѓем матнат хинам, который к мишнаитским и талмудическим неевреям относится, вроде бы, по всем мнениям. (Впрочем, Тосфот к Авода зара 20а говорит, что если дают подарки ради "путей мира" - это уже не просто подарок, а некое вложение капитала). Аргументируют это тем, что "добр Господь ко всем, и милосердие Его на всех творениях Его" (Теѓилим, 145:9), а также "пути Торы - пути приятные, и все стези её - мир" (Мишлей, 3:17) (Рамбам, Законы царей 10:12). (О современных нееврейских бедняках см. в Энциклопедия талмудит). Итак, поскольку "милосердие Его - на всех творениях Его", нарушаем запрет Торы. (См. Тхумин 2, статьи р.Ѓерцога, р.Гершуни и р.Варѓафтига). Также ради "путей мира" можно учить нееврейских детей Торе, если они приходят на уроки в синагогу (р.Ѓайя гаон, Оцар ѓа-геоним, Мегила, респонсы, 181). А о строгости запрета обучать нееврея Торе мы знаем! БаХ в Йоре деа, конец п.151, пишет, что если нашли нееврея и еврея убитых вместе, их хоронят рядом ради "путей мира", хотя при этом нарушается запрет (Раши к Гитин, 61а). Ради "путей мира" можно предпочесть магазин знакомого нееврея магазину незнакомого еврея (Цеда ла-дерех, 101).
По этой же причине - "пути мира", а также ради единства еврейского народа, Главный раввинат полностью запретил в Израиле ибум, заменив его халицой и отменив таким образом предписывающую заповедь Торы (Тхука ле-Исраэль аль-пи Тора, 3:69). Р.Бенцион Меир Хай Узиэль, Главный раввин Израиля, по той же причине одобрил назначение неевреев на властные посты в Израиле (кроме поста президента) (Тхука ле-исраэль аль-пи Тора, предисловие, стр. 255). Это нарушение предписывающей и запрещающей заповедей, и поэтому р.Шауль Исраэли (Хават Биньямин, 12) сомневается, что одного этого аргумента хватит.
В респонсах института "Эрец хемда" "Бе-марэ ѓа-базак", 2:78, ради "путей мира" разрешается усыновление нееврейского ребёнка, даже без намерения привести его к гиюру.

А каков статус этих «путей мира», ради которых нарушают прямые запреты Торы?
Это правило – «пути мира» - применяется в талмудической литературе для описания водворения нормального порядка в обществе, без ссор. Речь не идёт об опасности для жизни! Так, из-за «путей мира» коѓен не может отказаться от своего права первым читать Тору в многолюдном миньяне, потому что сразу возникнет ссора: а почему он предоставил своё почётное право именно ему? Почему не мне? (Гитин, 59б). Из-за «путей мира» не меняют местоположение субботнего эрува: чтобы люди не подумали, что хозяева прежнего дома уже не соблюдают субботу, или по другим похожим причинам (Гитин, 59а и ришоним). Из-за «путей мира» установили очерёдность пользования водой из арыка (Гитин, 59б). По той же причине постановили, что брать рыбу, попавшую в чужую вершу, или птицу, попавшую в чужую ловушку, а также отбирать находку у недееспособного – воровство (там же). Владелец поля не может прогнать с него нищих, о которых он знает. что они вовсе не нищие – из-за «путей мира» (Тосефта Пеа, 3). Можно давать человеку, которого мы подозреваем в обработке поля в год шмиты, орудия для обработки злаков – хотя этим мы поддерживаем его в нарушении шмиты – из-за «путей мира» (Гитин, 61а; Швиит, 5:9). То же относится к подозреваемому в неотделении десятины (там же). В Тосфот к Гитин, 61а говорится, что эти "пути мира" действуют, даже если мы и теоретически не можем предположить, что наши вещи не будут использованы для запрещённых работ. Из-за "путей мира" Ор Заруа констатирует отмену ограничения на приём свидетельства от ам-ѓаареца (2, законы субботы, 42). Из-за них же еврей, живущий за границей, может присутствовать на концерте в дни омера (Цеда ла-дерех, 60). Некоторые говорят, что именно по этой причине установили эрув хацерот, вообще говоря, не нужный из Торы (Меири, Эрувин, 113; Маѓарша, конец Эрувин) – и читают благословение на его создание! Также известно, что ради "путей мира" можно солгать (Йевамот, 65б).
Итак, ради «путей мира» читают благословение с именем Бога на установку эрува, объявляют человека в некоторых ситуациях вором (мидерабанан - ША ХМ 270:1), помогают нарушителям заповеди, отменяют два предписания Торы и нарушают как минимум четыре запрета Торы и один запрет мудрецов. Повторяю: не во избежание опасности для жизни, а ради поддержания мирных добрососедских отношений как с евреями, так и с явными идолопоклонниками!
В подтверждение можно привести статью раввина Тель-Авива р.Х.Д.Ѓалеви в Тхумин 9 о применимости принципа "путей мира" и других принципов к неевреям. Р.Ѓалеви пишет, что по отношению к не-идолопоклонникам "пути мира" - это не средство избежать вражды, а моральный императив. Того же мнения придерживался и Главный раввин Израиля р.И.Й.Унтерман в статье "Пути мира и их определение" (Мораша, 1:5-10). Опираясь на это определение, р.Ярон Зильберштейн (Тхумин, 29) не видит препятствия перед назначением нееврея командиром в израильской армии.

По моему скромному разумению, по этой причине можно, не оглядываясь ни на какую возможную вражду, лечить нееврея в субботу, нарушая запреты мудрецов: просто ради добрососедских отношений, чтобы быть приличным и гуманным человеком (См. примечание 157 к статье р.Варгафтига, упомянутой выше). О запретах Торы поговорим, бн, отдельно, так как за их нарушение в субботу полагается карет, в отличие от произнесения имени Шалом и подарка идолопоклоннику. См. Тосафот סבר רב יוסף к Авода зара 26а, где утверждается, что даже ради предотвращения вражды нельзя нарушать субботние запреты Торы (там речь идёт о явных идолопоклонниках), и Шмират шабат кеѓилхата 30:14, где из-за "путей мира" разрешается лишь попросить нееврея совершить действие, запрещённое мидерабанан, и 41:14, где по той же причине разрешается попросить нееврея погасить пожар (ведь гашение пожара само по себе - это мелаха ше-эйна цриха ле-гуфа).
Напомню, что из слов Меири Йома 84б следует, что ради спасения "правильных" неевреев заповедано нарушать субботу, по крайней мере в отношении запретов мудрецов.

Tags: отношение к неевреям, ѓалаха
Subscribe

  • (no subject)

    Моя лекция "Повседневный разговорный иврит как отдельный язык". https://www.youtube.com/watch?v=Yxbqiq0DG14

  • (no subject)

    Народ, а какие песни ОБ иврите вы знаете? עברית קשה שפה חולם בספרדית אליעזר בן-יהודה אלף אוהל בית זה בית The language of the Hebrew man А ещё?

  • (no subject)

    Ури Нисан Гнесин. Упражнение в "потоке сознания" на красивом иврите. Давид Фришман. Упражнение в символизме на библейскую тему на библейском же…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 17 comments

  • (no subject)

    Моя лекция "Повседневный разговорный иврит как отдельный язык". https://www.youtube.com/watch?v=Yxbqiq0DG14

  • (no subject)

    Народ, а какие песни ОБ иврите вы знаете? עברית קשה שפה חולם בספרדית אליעזר בן-יהודה אלף אוהל בית זה בית The language of the Hebrew man А ещё?

  • (no subject)

    Ури Нисан Гнесин. Упражнение в "потоке сознания" на красивом иврите. Давид Фришман. Упражнение в символизме на библейскую тему на библейском же…