Имян Отчествович Фамильев (nomen_nescio) wrote,
Имян Отчествович Фамильев
nomen_nescio

Кто вступает там, где отступает галаха?

По мотивам урока р.Юваля Шерло
Мишна Бава кама, 8:6
Если один плюнул на другого, должен заплатить тому за позор четыреста зуз.
Бава кама 91а
"Если один плюнул на другого, должен заплатить тому за позор". Сказал рав Папа: Мы учим в Мишне только о плевке на тело, а если плюнул на одежду - платить не должен. Но почему? Чем это отличается от случая, когда один опозорил другого словами? Сказали на Западе (в Стране Израиля) от имени рабби Йосе бар Авина: Из этого следует, что тот, кто опозорил другого словами - свободен от платежа за позор.
Таким образом, мудрецы Талмуда пожимают плечами и констатируют факт: словесное оскорбление, злословие и т.п. - уголовно ненаказуемо с точки зрения законов Торы! (Хотя и является нарушением кучи запретов). Суд не может вмешаться. Ситуация, конечно, нетерпимая, и поэтому Рамбам пишет (Законы о причинившем ущерб, 3:5):
"Тот, кто оскорбил другого, свободен от платежа за позор. Но суд может принять любое решение о наказании такого человека. И принято у нас, что за оскорбление мудреца платят столько-то, как в Стране Израиля, так и за границей, (хотя это формальный штраф, а законы Торы о штрафах в наше время не применяются...)" (это Йерушалми, Бава кама 8:6).
Шулхан арух (Хошен мишпат, 420:38) добавляет:
"А некоторые говорят, что такого человека отлучают от общины, пока он не помирится с обиженным" (кстати, это Шрира гаон - Рош, Бава кама, 8:15).
А р.Моше Исерлес добавляет:
"А некоторые говорят (от имени Мордехай, глава "Золото"), что его порют "поркой по постановлению мудрецов". И далее он приводит длииииинный перечень оскорблений, за которые полагается или не полагается такое-то наказание.

Итак, согласно Торе, Мишне и Талмуду в Бава кама словесное оскорбление ненаказуемо земным судом.
Шулхан арух пытается исправить положение, предписывая отлучение от общины. Рамбам, Мордехай и Рема идут дальше и вводят полноценные наказания земного суда: штрафы и порку. Заполняют, таким образом, зияющую дыру в законе.
Но вопрос остаётся: почему эта дыра изначально существует? Потому что это вопрос не уголовного суда, а этики? Тогда зачем перечисленные мудрецы вводят его в компетенцию уголовного суда?
Это при том, что "кто называет ближнего рабом - будет отлучён, мамзером - получает сорок плетей, злодеем - вообще может делать с ним что хочет", (Кидушин 28а), и Йерушалми предписывет штраф за оскорбление мудреца. Почему эти ришоним и ахароним не приводили эти места из Кидушин и Йерушалми, создавая впечатление, что ѓалаха отступает перед этикой? Им-то зачем это было нужно?

И действительно: до Хафец Хаима, то есть до конца 19 в., никто не писал книг с точным определением запрета злословия и сплетен, то есть не вводил эту этическую проблему в галахические рамки. Почему?
Tags: ѓалаха
Subscribe

  • Да разве могут дети юга

    הַאִם אֶפְשָׁר לִבְנֵי הַקַּיִץ, לִבְנֵי הַחֹרֶף עִם וְרָדִים, אֲשֶׁר לֹא חָשׁוּ קֹר בַּבַּיִת וּמָה זֶה שֶׁלֶג - לֹא יוֹדְעִים, הַאִם אֶפְשָׁר…

  • (no subject)

    Принимая вызов Дова Конторера, в честь вступления в силу Закона о запрете б..дства - перевод: לשרמוטות, לשרמוטות, לשרמוטות תלתלים. למה אין כזאת תפארת…

  • (no subject)

    Как бы перевести песенку старухи Шапокляк? У меня получилось только с изменением размера: מי שעוזר לאנשים רק מבזבז זמנו על סתם במעשים הנדיבים לא…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 11 comments

  • Да разве могут дети юга

    הַאִם אֶפְשָׁר לִבְנֵי הַקַּיִץ, לִבְנֵי הַחֹרֶף עִם וְרָדִים, אֲשֶׁר לֹא חָשׁוּ קֹר בַּבַּיִת וּמָה זֶה שֶׁלֶג - לֹא יוֹדְעִים, הַאִם אֶפְשָׁר…

  • (no subject)

    Принимая вызов Дова Конторера, в честь вступления в силу Закона о запрете б..дства - перевод: לשרמוטות, לשרמוטות, לשרמוטות תלתלים. למה אין כזאת תפארת…

  • (no subject)

    Как бы перевести песенку старухи Шапокляк? У меня получилось только с изменением размера: מי שעוזר לאנשים רק מבזבז זמנו על סתם במעשים הנדיבים לא…