Имян Отчествович Фамильев (nomen_nescio) wrote,
Имян Отчествович Фамильев
nomen_nescio

Category:

Отношение к неевреям в современной ортодоксальной ѓалахе и философии-10

Ноахиды и себоменой

Проблема, просто-таки взывающая к небесам - и почти не изученная. Мишнаитские и талмудические источники отводят довольно много места законам о ноахидах. Но ни одного реального примера ноахида не приводится! Чисто теоретические рассуждения!
(The earliest presentation of the seven Noahide laws is T. Avodah Zarah 8:4–6. Full lists appear also at Genesis Rabba 16:16, Song of Songs Rabba 1:16, and in the extensive discussion at B. Sanhedrin 56a–60a. - The Cambridge Companion to the Talmud and Rabbinic Literature, p. 257)
А в это время вокруг евреев ходило множество кандидатов в ноахиды - а именно "себоменой" или "фобоменой", боящиеся Бога. О них написана обширная литература, и принято считать, что это были некие полу-геры, которые потом обратились в христианство. Чем не ноахиды? Почему же о них упоминается в одном-единственном (насколько я знаю) источнике:
В книге Йешаяѓу (44:5) говорится о четырёх категориях людей, верных Богу:
1) Этот скажет: "Господень я", 2) а тот назовется именем Яакова, 3) а иной напишет рукой своей: "Господень" 4) и прозовется именем Исраэля.
Вот как мидраш отождествляет эти категории:
Мехильта де-раби Ишмаэль, Мишпатим, масехта де-Незикин 18: 1) праведники, 2) праведные геры, 3) раскаявшиеся, 4) боящиеся Бога.
И ещё один сомнительный источник:
Сказал Раба бар бар Хана, сказал раби Йоханан: "Гер-тошав, который не сделал обрезание в течение 12 месяцев, считается еретиком-неевреем (мин ше-бе-гоим)".
(несколько мест в Авода зара, например, 65а)
Поскольку мин в Талмуде часто обозначает христианина, здесь, видимо, описано отношение мудрецов Мишны и Талмуда к "себоменой", "боящимся Бога", и их вовлечение в орбиту набирающего силы христианства. А чем такой "гер тошав, не сделавший обрезание", не ноахид?
А ведь:
Посему я полагаю не затруднять обращающихся к Богу из язычников, а написать им, чтобы они воздерживались от оскверненного идолами, от блуда, удавленины и крови, и чтобы не делали другим того, чего не хотят себе (Деяния, 15:19-20);
Ибо угодно Святому Духу и нам не возлагать на вас никакого бремени более, кроме сего необходимого: воздерживаться от идоложертвенного и крови, и удавленины, и блуда, и не делать другим того, чего себе не хотите. Соблюдая сие, хорошо сделаете (Деяния, 15:28-29);
А об уверовавших язычниках мы писали, положив, чтобы они ничего такого не наблюдали, а только хранили себя от идоложертвенного, от крови, от удавленины и от блуда. (Деяния, 21:25)

Ну и чем не ноахид?

Эта тема обсуждается:
Elia Benamozegh, Maxwell Luria, Israel and Humanity, p.20, comm. 31 (у меня нет доступа),
John Pawlikowski, Hayim Goren Perelmuter, Reinterpreting Revelation and Tradition: Jews and Christians in Conversation, рр. 126-128.
и главное: David Novack, The Origin of the Noachide Laws, Kelman Festschrift, 1978, pp. 301-310; автор делает вывод, что вся идея "ноахидов" появилась только после отделения христианства от иудаизма, и именно поэтому - как чистая теория. С ним согласен и The Cambridge Companion to the Talmud and Rabbinic Literature, р.257).

Хорошо. Предположим. А почему?
Потому что "боящиеся Бога" были самой историей поставленным экспериментом. Вот вам неевреи, отказались от идоложертвенного (между прочим, я не нашёл информации о том, приносили ли себоменой жертвы обожествлённым императорам, об этом аспекте и "фискус иудаикус" писал idelsong), от запрещённой пищи, от блуда, в синагоги ходят, Тору и проповеди слушают. Вперёд, друзья, разносите истинное знание по миру, сделайте иудаизм миссионерской религией, осуществите слова пророков! Почему же "тяжелы геры Израилю, как лишай"?
Потому что миссионерство приводит к размыванию границ. Рушится Великий Забор. А ещё возникают крамольные мысли: если мы несём им истину, то почему мы должны соблюдать стопитцот ограничений в области ритуальной чистоты, например, а они - нет? Нужны эти ограничения или не нужны? Если нужны - почему мы им не учим нашу новую паству? Если не нужны - зачем мы их соблюдаем? Если они нужны нам, но не нужны им - это разделяет людей, служащих Богу, на первый и второй сорт Богобоязненных сынов Адама, а с этим наша новая паства не согласится, да и многие из нас.
Не понравился нашим мудрецам эксперимент. И они его прекратили: повыгоняли себоменой из синагог (те организовали свои - возможно, это "синагоги амей ѓа-арец"), а "праведного нееврея" сделали "идеальным кротом", сферическим конём в вакууме. Не бывает такого.
Tags: еврейская история, отношение к неевреям
Subscribe

  • Краткие прилагательные

    Хватит дурить людям головы! "Прилагательное" - это то, что прилагается (как учил нас Фонвизин). Полное прилагательное прилагается к существительному…

  • Многозначность

    Каждый заслуживает отношения лучшего, чем то отношение, которого он заслуживает.

  • (no subject)

    Есть невозможные высказывания, нет их в парадигме. Например, глагол "победить" в 1 л. ед.ч. буд.вр. Или "щец не похлебаешь?" - это существительное в…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 9 comments