Имян Отчествович Фамильев (nomen_nescio) wrote,
Имян Отчествович Фамильев
nomen_nescio

Categories:

Так Бог хотел, или Бывают ли ошибки?

Как известно, текстология Танаха - дело запутанное. См. книга Имануэля Това (читайте по-русски, её русский вариант улучшен по сравнению с английским). Мы знаем, что Vorlage греческого перевода Шмуэля, Ирмеяѓу и Йехезкеля очень сильно не совпадал с масоретским текстом. Мы знаем кучу разночтений в Кумране и у самаритян. Мы также знаем, что йеменский свиток Торы не совпадает с ашкеназским в девяти местах.
(https://he.wikipedia.org/wiki/%D7%A1%D7%A4%D7%A8_%D7%AA%D7%95%D7%A8%D7%94#.D7.A9.D7.99.D7.A0.D7.95.D7.99.D7.99.D7.9D_.D7.91.D7.9E.D7.A1.D7.95.D7.A8.D7.95.D7.AA
http://tora.us.fm/tnk1/messages/kma_qjrim2_sfrtora_0.html)
Мы также знаем, что перед Эзрой были три разных свитка, и в каждом были разночтения по сравнению с другими, и он сделал окончательную редакцию просто путём выбора большинства в каждом случае (Йерушалми, Таанит, гл. 4).
Но интересно, что даже в наших общепринятых свитках Торы есть знаки, которые могут рассматриваться как текстологические пометы. Я говорю о точках над буквами.
(По материалам урока д-ра Йеѓонатана Якобса).
В десяти местах Торы над некоторыми буквами, словами или словосочетаниями стоят точки. Согласно одному из мидрашных подходов, это повод для драши. Авигдор Шинан написал 20 лет назад статью, где показал, что во всех этих случаях мидраш предлагает простой смысл - и более глубокий, скрытый смысл. Например, "где Сара, жена твоя", "и поцеловал Эсав Яакова", "или был в дальнем пути" и пр.
Но есть и другой подход.
Зачем стоят точки? Сказал Эзра: Если придёт пророк Элияѓу и скажет: зачем ты написал эти слова, они лишние? - я скажу: я ведь поставил точки! (Точки над буквами - стандартный приём вычёркивания у средневековых писцов, и в Генизе, и в средневековых рукописях). А если он скажет: правильно ты написал - я просто сотру точки, это же не буквы, их можно стирать (Авот де-раби Натан, извод А, гл. 34, извод Б, гл. 37).
Ещё более явно - в анонимном комментарии к Берешит и Шмот из Византии, 9-11 вв. согласно издавшему его Де-Ланжу:
"Почему стоят точки над "и поцеловал Эсав Яакова"? Некоторые говорят, что Эзра нашёл два свитка, в одном слово "и поцеловал" было, а в другом не было, поэтому он и поставил точки: если слово убрать, общий смысл стиха не изменится. И так все точки" (стр. 95, строки 12-13).
И Ральбаг к Берешит, 18:9:
"По-моему, точки над словом означают нечто среднее между его присутствием в тексте и отсутствием". Так же Хазкуни.
Таким образом, два подхода - ошибка переписчика или высший замысел. Какой выбрать? Оба! Ошибка переписчика и есть высший замысел. А точнее, после ошибки переписчика высший замысел изменился, и появилась возможность красивых толкований. (Так р.Мордехай Броер).
(Здесь кончается Якобс).

Это в тексте Танаха, который прямо не влияет на нашу жизнь. А что в области ѓалахи?

Р.Йосеф Кафех, йеменский мудрец, выпустил новое издание "Мишне Тора" Рамбама. На основе йеменских рукописей, которым по восемьсот лет, в том числе рукописи первых двух частей книги, заверенной самим Рамбамом. Очищенное от ошибок и цензурных правок. И оказалось, что во многих местах, над которыми ломали голову комментаторы, не нужно было её ломать, потому что перед этими комментаторами был ошибочный, испорченный текст! Текст "Мишне Тора" по его версии издан в одном томе, и этот труд рава Кафеха и его учеников благословили и одобрили р.Овадья Йосеф, р.Мордехай Элияѓу, р.Шломо Амар, р.Элияѓу Зини, р.Рацон Аруси, Любавичский ребе, р.Н.Рабинович из Маале-Адумим и другие. Эти люди обрадовались тому, что важная книга очищена от ошибок.
Но в списке благословляющих я не нашёл ни одного ашкеназского харедимного рава! (Хабад - не в счёт). Почему бы это?
Возможно, ответ даст известная история о том, как один из ведущих харедимных ашкеназских равов отказался менять текст виленского издания Талмуда: "Этот текст уже освятился многими поколениями изучающих его". Хотя он, как и другие ашкеназские авторитеты, прекрасно знал, что на полях любой страницы Талмуда есть список разночтений по разным рукописям и изданиям, и ещё больший список таких разночтений есть в "Дикдукей софрим", и сейчас выпускается "Талмуд с разночтениями", где верхние четыре строчки каждой страницы занимает текст, а всё остальное пространство - версии разных рукописей, и что есть различные "семейства" рукописей, и что выпускается "Талмуд ѓа-игуд", пытающийся восстановить аутентичную версию. Все также знают, что написано ли "Раба" или "Рава" - принципиально важно для понимания сути спора и вывода ѓалахи, и что там, где одна рукопись говорит "да", другая говорит "нет". Известно также всем, кто хочет знать, что виленское издание полно цензурных правок, и что оно сделано по Мюнхенской рукописи, единственное достоинство которой - что она полная (других достоинств у неё нет), и что с точки зрения текстологии ценность виленского издания стремится к нулю...
"Текст уже освятился многими поколениями изучающих его".
Что написано в Талмуде? Что говорит Устная Тора? Смотри виленское издание.
Tags: Танах, еврейская традиция, талмудическое
Subscribe

  • Еврейский паровоз для машиниста

    По оценке специалистов по демографии, в 2001 г. в России проживало около 275 тысяч евреев. В 2004 г. - около 250 тысяч. В 2021 - около 150 тысяч.…

  • Свеча памяти

    Сегодня - День снятия блокады. Мама повела меня к монументу памяти блокадников в Иерусалиме, в сквере Сакер. Место выбрано не случайно: напротив…

  • Чтотобудет

    Премьер-министр России поздравил Главного раввина России с Ханукой, официальной телеграммой. Ну это как каждый год, и председатель Госдумы…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 11 comments

  • Еврейский паровоз для машиниста

    По оценке специалистов по демографии, в 2001 г. в России проживало около 275 тысяч евреев. В 2004 г. - около 250 тысяч. В 2021 - около 150 тысяч.…

  • Свеча памяти

    Сегодня - День снятия блокады. Мама повела меня к монументу памяти блокадников в Иерусалиме, в сквере Сакер. Место выбрано не случайно: напротив…

  • Чтотобудет

    Премьер-министр России поздравил Главного раввина России с Ханукой, официальной телеграммой. Ну это как каждый год, и председатель Госдумы…