Имян Отчествович Фамильев (nomen_nescio) wrote,
Имян Отчествович Фамильев
nomen_nescio

Category:

"А если Бог такой уж великий и гордый пан..." (Й.Л.Перец)

Представим себе жизнь человека на протяжении всей истории (до недавнего времени, до эпохи конституционного права, демократии и развития науки и техники). Он не понимал устройства окружающего мира. Он не знал, почему он вдруг заболевает и выздоравливает. Он не мог знать, что происходит за пределами его кругозора. Он не мог предотвратить неприятные случаи, вроде нападения разбойников.
А правил им царь(персидский шахиншах - "царь царей", римский кесарь и август, византийский басилевс, варварский король, эмир или просто вождь шайки разбойников, захвативших город). Такой же человек, как он, только имеющий неограниченную власть - то есть очень сильный. Чтобы царь хорошо относился к человеку, ему нужно было сначала принести хороший подарок. Вокруг царя были придворные, которые просто так к царю не подпускали, а придворные были тоже с характером - и добрые, и злые. Хорошо, если за тебя заступится много добрых придворных, и плохо, если против тебя будет говорит много злых придворных. Нужно было постараться, чтобы злые придворные не мешали и не наговаривали на человека царю; например, нужно было улучить момент, когда эти злые придворные чем-то отвлечены, или обмануть их. Аудиенции у царя добиться было очень нелегко, можно было лишь прокричать свою просьбу, когда царь выезжал куда-то со своей свитой. Причём хорошо бы успеть пораньше.
Даже когда человек добивался встречи с царём - он не знал, в каком настроении находится царь, зол он сейчас или добр. Нужно было ловить момент, когда царь в хорошем настроении. Например, царь любил, когда его долго хвалили, лучше в рифму, тогда он приходил в хорошее настроение и выполнял просьбу. А мог и не выполнить - и никто ему не указ. Если царя разжалобить, расплакаться, он может сменить гнев на милость: "повинную голову и меч не сечёт". Вместе, всей деревней, легче разжалобить царя: если он увидит, что так много людей плачут, он с большей вероятностью смилуется. А ещё - если плачут уважаемые старцы: смотри, мы в своей деревне обладаем уважением, но перед тобой мы его оставили и смиренно склоняемся к твоим стопам.
Кроме того, царь мог просто забыть, что ему когда-то оказали некую услугу и за неё не худо бы отплатить. Поэтому ему нужно громко напоминать: "вспомни!"
Кстати, справедливость тут ни при чём: каждый человек в чём-нибудь да виноват перед царём, подати не платил, например, или должный почёт не оказал, или вышел из тронного зала не пятясь, а отвернувшись. Полностью царю угодить невозможно, так как он живёт в таком огромном и великолепном дворце, что никакие восхваления крестьянина или горожанина не сумеют адекватно описать его величие: а недостаточное описание величия царя уже есть преступление. Кроме того, простой человек не может знать всех указов и законов, которые издаёт царь - их много, и пойди разберись в царском архиве, и не может знать, чего царь захотел и не получил, и поэтому неизбежно что-нибудь да нарушает. Поэтому справедливый царский суд - это секир башка, а добрый приговор - это не следствие законопослушания, а следствие действия царя в обход законов (а это его законы, и никто ему не попеняет за их обход). И нам нужно добиться того, чтобы царь возжелал пересесть с трона, на котором он судит, на трон, на котором он пребывает в хорошем настроении.
Даже если царь вынес кому-то суровый приговор - можно ещё остановить гонца, пока он не передан исполнителям, ещё есть шанс умолить царя и он вернёт гонца. Но царский гнев - если уж он вырвался - невозможно остановить, можно лишь перенаправить его на наших врагов.
Простой человек знает, что "до царя далеко", поэтому старается оберечься от исполнителей его воли на местах, у которых обычно плохой характер. "Царь жалует, псарь не жалует". А кроме них, есть ещё обычные разбойники, вовсе царю не подчиняющиеся и даже ему противостоящие, которые рады поиздеваться над человеком. Некоторые предпринимают меры самозащиты. Мудрый же человек знает, что с просьбами нужно идти прямо к царю, а уж он найдёт управу на разбойника: ведь разбойники - это явные бунтовщики против царя, к ним милосердия быть не может. Но царю бывает некогда, или он занят в другом месте, поэтому разбойники продолжают бесчинствовать.
***
Это я описал традиционную еврейскую литургию (особенно Грозных дней), а также систему ангелов и бесов.

Теперешний человек знает, отчего бывают болезни и как их лечить, где находится вражеское войско, куда звонить в случае ограбления. Он знает число звёзд и законы их движения. Он выбирает себе правителей, которых он сам может сместить. Правители судят по законам, которые справедливы, а если несправедливы - их можно изменить. Разумеется, никто не застрахован от аварий и кирпича с крыши, но есть меры предосторожности и всегда можно найти виноватого.
И вот современный человек, никогда в жизни не сталкивавшийся с описанной мною системой, намеренно вводит себя в неё. Для чего?
Если молитва - это средство самосовершенствования, зачем проводить её в системе, в которой от совершенства обращающегося к власти зависит очень мало? И не говорите мне о чувстве близости и экстазе, вызываемом молитвой: такое же чувство легко достигается вполне атеистическими восточными духовными практиками, а уж химическими веществами (знаменитые капли окситоцина в нос)...
Поэтому в наши дни так популярны браславские молитвы, во многом являющиеся разговором с самим собой, а также молитвы из книг по мусару. Поэтому же устраиваются вечера и семинары с объяснением молитв - то есть с вложением в них намерений, не чуждых современному человеку.
А нового молитвенника никто не написал.
Tags: еврейская традиция
Subscribe

  • (no subject)

    Ждёт своего исследователя песня "По прямой извилистой дороге". Последний, насколько я понимаю, образец народной "нескладухи" и "небывальщины". У…

  • (no subject)

    Арчи Гудвин, частный детектив, герой повестей Рекса Стаута, пользуется пистолетом марки "марли" (выдуманной) и ездит на машине марки "герон"…

  • Леонид Сергеев

    Ах, какая девушка, красивая и стройная, в трамвай влетела бабочкой и села у окна! Ах, какая бабушка седая и румяная, играет с внуком Митенькой на…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 35 comments

  • (no subject)

    Ждёт своего исследователя песня "По прямой извилистой дороге". Последний, насколько я понимаю, образец народной "нескладухи" и "небывальщины". У…

  • (no subject)

    Арчи Гудвин, частный детектив, герой повестей Рекса Стаута, пользуется пистолетом марки "марли" (выдуманной) и ездит на машине марки "герон"…

  • Леонид Сергеев

    Ах, какая девушка, красивая и стройная, в трамвай влетела бабочкой и села у окна! Ах, какая бабушка седая и румяная, играет с внуком Митенькой на…