Имян Отчествович Фамильев (nomen_nescio) wrote,
Имян Отчествович Фамильев
nomen_nescio

Category:

Создаём себе трудности, чтобы героически их преодолевать

В конце трактата Тоѓорот из Мишны приводятся различные законы, касающиеся нечистоты рук. Например, если при определённых условиях взяли виноградину нечистыми руками, а потом уронили её в полное точило виноградного сока - всё точило нечисто.
Комментаторы ломают голову: вообще-то говоря, руки нечисты "второй степенью", а вторая степень делает третью степень, а третья степень есть только в труме, а от полного точила виноградного сока труму ещё не отделяли, оно "тевель"... Предлагаются варианты: или то, от чего не отделили труму, приравнивается к труме по возможности приобрести нечистоту, или же мишна идёт по р.Шимону бен Элазару, говорящему, что руки нечисты "первой ступенью", и тогда виноградина - нечистая еда второй ступени, а вторая ступень делает третью в труме, а значит, делает жидкости первой ступенью, то есть капелька виноградного сока, выдавленная из виноградины - первая ступень, и она осквернила всё точило до второй ступени...
И при этом нужно иметь в виду, что вообще нечистота рук при чистом теле - это нововведение мудрецов, введённое, среди прочего, потому что "шаловливые ручонки" всё трогают. Это само по себе странно: если руки что-нибудь нечистое тронули - человек нечист, если оно оскверняет человека, а если не тронули - чист. Зачем вводить особый статус нечистых рук? Да ещё говорить, что одна рука оскверняет другую без потери ступени? И на этот статус громоздить ещё придание им "первой ступени", как будто они "отца нечистоты" тронули, хотя его и в помине в окрестностях не было...
А что в результате? Практически полная невозможность сохранить вино в чистоте. Ведь с точилом работают, согласно этой и соседним мишнайот, нанятые работники, "ам-ѓаарецы", которые всех этих тонкостей не знают, их окунули в микву и пустили работать. И если над ними не стоит хозяин и постоянно не гавкает: "Руки омой! Не отходи за угол! Ты что там за тряпку трогаешь? Да, да, эту, даже палкой её не шевели! Не трожь эту железку, её водой с пеплом не кропили! Ты что имел в виду, когда этот виноград на листья раскладывал?" - всё точило нечисто. То есть хавер это вино пить не может.
Зачем? Зачем вводить искусственные, ни на чём не основанные устрожения, в результате которых хавер лишается вина (и масла - по другим мишнайот?) По мнению Веред Ноам - отголоски стремления к аскетизму, как филоновы терапевты, которые питались только хлебом и водой, по праздникам - хлебом, водой и пряностями. Нет маслу, нет вину, да здравствует умерщвление плоти. Как там строгий-престрогий Шамай кричал Ѓилелю: "Если ты меня рассердишь, я и сбор оливок нечистым объявлю!" Даже статья такая есть: "Воздержание от употребления оливкового масла в культуре времён Второго Храма".
Ну, про запрет пользоваться нееврейским маслом и вином и говорить нечего. Тут народ "сказал своё рабочее слово" и послал запрет масла куда надо, и запрет этот отменили. А запрет вина вот не послали, и он действует до сих пор.
Tags: талмудическое, ѓалаха
Subscribe

  • "А Хам - отец Ханаана"

    Я до сих пор не понимаю смысл перечисления потомков Ноаха в 10 главе книги Берешит, и главное - смысл отнесения того или иного народа к потомкам…

  • (no subject)

    Когда Йосеф и Биньямин встретились, они плакали. Мидраш говорит, что каждый из них плакал не от избытка чувств - нет, каждый из них был пророком и…

  • (no subject)

    Сын предположил, что вся история с Древом познания была экзаменом: поймут ли Адам и Ева, что "...смертию умрёшь" - это дар? Захотят ли они вместо…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 5 comments