В Танахе она в зародышевом состоянии. В мишнаитской литературе уделяется большое внимание смесям и посудным взаимоотношениям жертвенной еды и обычной еды, потому что остатки жертвенной еды после определённого времени запрещены в пищу. Та же проблема с хамецовой посудой перед Песахом. Поэтому предписывается посуду ошпаривать кипятком и мыть, шампуры и решётки - обжигать, а глиняную - разбивать. מריקה ושטיפה. А в Талмуде (не в Мишне) это обосновывается - כבולעו כן פולטו. Если не нужно немедленно удалять остатки, а нужно только определить статус смеси - по Мишне, "даёт ли вкус" (בנותן טעם). (А откуда мы знаем, даёт ли вкус, если смесь, возможно, запрещена в пищу? Дадим попробовать нееврею).
Вавилонские амораи ввели правило "аннулируется в шестидесяти" (я не смог найти его ни в Мишне, ни в Тосефте, ни в барайтах, только слабое подобие в законах менахот). Они же, вавилонские амораи (Шмуэль), ввели правило "засоленное - как горячее, замаринованное - как варёное". Они же ввели различие "однодневного" и "неоднодневного" горшка, то есть с их точки зрения Тора запретила пользование только такой посудой, выделяющей некашерное (или образующей некашерную смесь), которой пользовались менее 24 часов назад, но мудрецы всё же запретили любую посуду такого рода. Они же (Рав) ввели правило "весь кусок становится запрещённым", на основании мнения р.Йеѓуды "подобное в подобном не аннулируется", фактически аннулирующее мишну Хулин 8:3 с помощью правила "даёт вкус" (Nota bene: анонимная мишна аннулируется амораем с помощью мнения одиночки!). Это правило приводит Рамбам, а Раавад с ним яростно спорит. Кстати, в Иерусалимском Талмуде я ничего такого не нашёл.
А вот рассуждений о мясной кастрюле и молочной крышке, мясной тарелке и молочной ложке я в Талмуде вообще не помню. Сами прилагательные חלבי, חלבית ,בשרי, בשרית там не встречаются. Рамбам отводит "молочной" и "мясной" посуде один-единственный параграф, просто цитирующий Тосефту (Трумот 8:16) (Законы о запрещённой еде, 9:11), а в Талмуде (Хулин 96 и 111б) особо говорится: "в отношении смеси мяса и молока мы облегчаем по сравнению с другими запрещёнными смесями".
А что творится в законах посуды после Рамбама - мы все прекрасно знаем.
Итак, идёт последовательное устрожение.
В нескольких кодексах палестинских пост-талмудических галахот (т.н. מעשים לבני ארץ ישראל) есть закон примерно такого содержания (привожу по Тшувот геоним Коронель):
תשובות הגאונים - קורונל סימן פט
וששאלתם כלי חרס שנפל בתוכו שרץ יותן יום אחד בשמש והשכר יעלה באחד מאלף ואם נפל עכבר או שרץ לתוך המשקין אם יש במשקין אלף בעכבר מותר ואם פחות אסור ואם נפל שרץ בתוך שמן של חלב מותר להדליק בו בבית הכנסת ואם לתוך שומן אחר מותר שרץ שנמצא בכלי ריקן אם יבש הוא טהור ואם סרוח ויש לחלוחית תחתיו אף על פי שיבש ונפרך טמא הוא דעו שכל המשקין וכל עסק טמאות צריכין בדיקה ולא להורות פתאום אלא להלך ולדקדק על כל דבר ודבר שרצים והנחש והדם והחלב משערין אותם אחד מאלף ומותרין וכל שאר שרצים משערין אותן אחד לחמש מאות ואם היה המשקה סרוח ואפי' יותר מכשעור טמא שרצים האמורים בתורה אם נפל אחד בכלי חרס ויש בו משקה משערין אותו באחד מאלף אם היה השרץ אחד מאלף מותר והכלי טהור ואם חסר המשקה מאלף המשקה והכלי טמא ואסור להדליק ממנו לבית הכנסת ובביתו מותר ואם היה יין מותר למוכרו לגוים ואין משערין לא ביין נסך ולא בחזיר.
А вот так в Галахот кцувот:
השרצים והנ?ח?ש וה?חג?ב #משערינן# אחד מאלף. <136> אבל שאר שרצים #משערינן# אחד מחמש מאות. ואם המשקה סרוח אפילו יותר מכש?י?עור אסור. חבית שיש בו משקין בין יין בין שמן בין כל משקין ונפל {ונפל} לתוכו שקץ או עכבר ש?י?עורו אחד מאלף. וחבית והמשקין מותרין. פחות מאלף אסורין. והחבית והמשקין. ואם בקש לטהר את הכלים מכניסן לכבשן עד שיהו כבתחילה.
ואם נפל שרץ בשמן מותר {לה} להדליק ממנו בכנסת ואפילו בשבת. ואסור לאכול ממנו.
(הלל ניומן, המעשים לבני ארץ ישראל, עמ' 52-53)
Довольно запутанно, но видно главное: причудливо перемешаны правила чистоты-скверны и кошера-некошера. Потому что если шерец падает куда-то, неважно, больше ли этого чего-то в пятьсот раз или в тысячу раз, а важны размеры самого шереца. И нет оснований приравнивать шереца и змею. И от нечистоты шереца в печке сосуды не очищаются. И для зажигания в синагоге не важна кашерность масла для еды. И т.д.
То есть это подтверждает моё старое подозрение: необыкновенно сложная и жутко многоэтажная система еврейских устрожений в области мяса-молока и посуды, которой в Талмуде почти нет и которую месяцами учат желающие получить смиху, возникла из внутренней потребности в устрожении.
В эпоху Храма, в эпоху чистоты-скверны желающие устрожиться могли делать это с удовольствием на каждом шагу: "18 постановлений", трактаты Завим, Тоѓорот, Твуль йом, Ядаим, Махширин и пр. и пр. А потом чистота-скверна стала неактуальна, особенно в Вавилоне... и жизнь стала непривычно лёгкой! Что за халява! Надо устрожиться в чём-нибудь. И гениальная еврейская голова придумала: есть же кашрут! Вот и ввели сложнейшие правила "аварий на кухне": "весь кусок запрещён одной каплей и запрещает все прочие куски", "крышка сегодняшняя или вчерашняя", "впитывает на всю толщину стенок, а потом всё извергает", "засоленное - как горячее (просто потому что вкусовые ощущения одинаковые)", "на вкус не пробуем, не полагаемся...", "вкус, сын вкуса, совершивший два перехода"... Главный наш принцип ведь какой? Чтобы жизнь мёдом не казалась.