Имян Отчествович Фамильев (nomen_nescio) wrote,
Имян Отчествович Фамильев
nomen_nescio

Categories:

Этапы развития религиозного мышления

(ещё одна типология, как будто уже существующих мало).
1. Сначала ребёнок соблюдает заповеди, потому что папа и мама сказали, воспитательница сказала и т.п. Этап требований, авторитетов и норм. Некоторые люди, даже став взрослыми, остаются на этом этапе: "ребе сказал", "маран сказал", "шулханарух сказал", "мы молимся, потому что сказали молиться, а сказали бы рубить дрова - рубили бы дрова" и т.д.. Уютное младенчество.
2. Потом он начинает осмыслять, и в школе начинается воспитание. Убеждение. Немного логики, немного авторитетов и много эмоций. Воспитание веры. Чтобы вера не угасла, мы в костёр добавим масло... то есть песни, музыку, зикры (то есть радения, то есть концерты религиозных исполнителей, молитвенные собрания... ну, вы меня понимаете, все эти тусовки, где все с горящими глазами смотрят в одну точку). На этом этапе приходят и люди извне: поиски духовности, веры и авторитета, и в конечном итоге - защиты от нежелательных мыслей и чувств. Необыкновенная популярность Браслава.
"Уж если ты на самом деле знаешь, что к чему,
Тогда, конечно, за тобой мы все пойдём гурьбой.
А если мы гурьбою шагаем за тобой -
То значит, ты знаешь, что к чему!" (с)
3. Растущему уму этого, разумеется, недостаточно, он голодает. Ему нужна пища. Тора - прекрасная пища для ума. Она позволяет и узнавать новое, и осмыслять, и сопоставлять, и противопоставлять, и задавать вопросы, в том числе те, на которые нет ответов. С одним условием: на границах ума стоят пограничники веры и авторитетов. "Туда низзя, сюда низзя, стой, кто идёт". Гематрия слова "сомнение" - Амалек, а Амалека мы боимся и уничтожаем. Маѓараль говорил, что ненавистные греки желали свести заповеди к разуму (не будем противопоставлять ему источники той эпохи, это бессмысленно). "Превыше смысла и разумения" как высший уровень заповедей. "Мои мысли - не ваши мысли", а Мои мысли доходят до вас через рава на уроке. "Эмунат хахамим" - вера в мудрецов. Часто ли вы слышите от раввинов слова "нет плохих вопросов, есть плохие ответы"? Многих это устраивает. Да, конечно, если закрыть глаза и заткнуть уши, мир становится очень уютным.
4. Дальше - хуже. Если человек начинает уж слишком активно сомневаться, и даже Амалеком его не запугать, и глаза у него не горят, и беседы по душам с улыбкой не помогают, он становится "сорной травой", в школу вызывают родителей, и число "датлашей" растёт. По исследованиям 1994 г., каждый пятый выпускник государственно-религиозной системы образования перестал соблюдать. Сейчас лучше не стало. У харедим процент меньше - потому что оковы жёстче. А если вы спросите меня о проценте соблюдающих среди выпускников еврейских школ в СНГ, я просто начну биться головой о стенку.
5. По Рамбаму, всё правильно. Изучил ѓалаху - начинай сомневаться, молодец. Талмудическая учёность - это лишь промежуточный этап развития человека, а выше неё стоит философия, то есть поиски Истины. Он полагал самоочевидным, что а) истина есть, б) она одна, в) она постижима. Мысль Нового времени разнесла все три эти положения в мелкие дребезги.
Что же осталось нашей молодёжи? Что осталось тому, кто видит,
- что нерелигиозные люди зачастую более моральны, чем религиозные;
- что учебник биологии говорит совсем не то, что трактат Нида, да ещё подкрепляет это экспериментами;
- что христиане, мусульмане, буддисты и имя им легион тоже претендуют на то, что их дорога правильна и их истина Божественна, и ничем их не опровергнуть;
- что во имя религиозных ценностей зачастую растаптываются другие ценности;
- что чаемое "государство ѓалахи" до ужаса похоже на ИГИЛ?..
Выход номер один: уйти.
Выход номер два: закрыть глаза и заткнуть уши. Ну по крайней мере иногда. "Ладно, мы признаём, что в Талмуде ненаучная космогония. Но уж текст Торы - с Синая прямо как есть! Ах, йеменские разночтения, Септуагинта, Кумран?.. Ладно, оставим текст. Но история... Ах, археология? Ладно, но уж ѓалаха... Ах, история ѓалахи, да ещё по общеизвестным опубликованным источникам? Ладно, но уж Божественная душа, ибо каждый еврей готов отдать душу ради Бога... Ах, массовые крещения именно в это время? А мы эти книжки читать не будем и сделаем вид, что их нет!.."
Выход номер три: выбор. Осознанный. Свой. Личный. Без авторитета и палки. Путь, сопровождаемый многочисленными плевками со стороны тех, кто заткнул уши и считает, что так и должен жить хороший еврей. Без печенек на пути и без пряников в конце его.
Tags: еврейская традиция
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Любавичский Ребе как модернист

    Среди прочих влияний "нового времени" на идеологию последнего Любавичского Ребе можно заметить вот что: он чуть ли не первым среди традиционных…

  • (no subject)

    Сарит Хадад совершила каминг-аут только теперь, в возрасте 43 лет, когда конец певческой карьеры уже можно увидеть. Многие годы она - в нашей…

  • (no subject)

    И тут до меня дошло, что: How Sweet to be a Cloud Floating in the Blue... - это триолет.

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 72 comments

Recent Posts from This Journal

  • Любавичский Ребе как модернист

    Среди прочих влияний "нового времени" на идеологию последнего Любавичского Ребе можно заметить вот что: он чуть ли не первым среди традиционных…

  • (no subject)

    Сарит Хадад совершила каминг-аут только теперь, в возрасте 43 лет, когда конец певческой карьеры уже можно увидеть. Многие годы она - в нашей…

  • (no subject)

    И тут до меня дошло, что: How Sweet to be a Cloud Floating in the Blue... - это триолет.