Имян Отчествович Фамильев (nomen_nescio) wrote,
Имян Отчествович Фамильев
nomen_nescio

Categories:

Что произошло с ѓалахой в 20 веке

В двух словах - она пришла в некую растерянность и разбросанность. Нет единого мнения, нет даже самого авторитетного мнения, и даже просто авторитетных множество. (Я говорю об ашкеназах). Споры - до диаметральной противоположности. Куда крестьянину податься - никто не знает, кроме рава Гугля. Что же случилось?
В былые времена, в эпоху ришоним, книг было мало, раввинов было мало, и в каждом регионе была своя школа. Сефер Йереим может диаметрально расходиться, к примеру, с рабену Хананэлем, и этого никто не знает. Когда же в один регион попадает авторитетная книга из другого - начинается большое удивление и примечания. Скажем, когда Мишне Тора попал в Испанию и Прованс, появились замечания Рамбана к Книге заповедей и Раавада к самому тексту, в десятках и сотнях мест. Как это великий рав Моше говорит А, если совершенно очевидно, что Б?
В более поздний период развилась культура делания выводов из таких удивлений. Рабену Хананэль и гаоны говорят А, Риф - Б, Рош - В, Рамбам - Г, Раши с Тосафот - и вовсе Д, и вот я, скромный рав такого-то города, пишу книгу, где делаю вывод: лучше В плюс Д, но в крайнем случае и А можно. Эта культура держалась, пока скромный рав такого-то города был единственным в пределах досягаемости раввином для своей паствы и жителей окрестностей.
А в 19-20 веке евреи поехали в разные концы света, книги стали дёшевы и тоже поехали в разные концы света, и оказалось, что на скромное мнение нашего рава есть три противоположных скромных мнения других равов - и все разные! (Посмотрите Мишну Бруру с Беур ѓалаха). А мы уже не в общине нашего скромного рава, мы на пароходе, плывущем в Америку, общинная структура невозвратимо рухнула - кого слушать?
Такая ситуация длится по сей день. Поэтому появился грустный анекдот о компьютерной программе, которая в ответ на любой вопрос выдаёт имя авторитета, придерживавшегося разрешающего мнения. Однако в этом и есть надежда: "думать мы свободны когда угодно и о чём угодно", даже самый великий из современных ашкеназских поским не является и не будет являться единственным непререкаемым авторитетом. Потому-то и не прижился "Шоне ѓалахот", попытавшийся сделать окончательный вывод из каждого абзаца "Мишны бруры".
У сефардов было по другому. Они до самого 20 века жили в ситуации разбросанных общин, и тут пришёл рав Овадья и сделал окончательные выводы из всех удивлений прошлого, и его мнение стало практически общепринятым. Поэтому-то так мало надежд я возлагаю на сефардскую ѓалаху: она отказалась от умения меняться.
В наше время возможна ситуация, когда на некий вопрос рав А отвечает "разумеется, можно делать", рав Б - "абсолютно запрещено делать", рав В - "можно делать изменённым образом", а рав Г - "можно делать в крайнем случае". Таких вопросов много. Плохо здесь не только то, что спрашивающий остаётся в растерянности, но и то, что замыленная фраза "то и другое - слова Бога живого" не спасает. Хотя бы потому, что эту фразу должен, как в источнике, произносить Голос Свыше. А если всё-таки закон исключённого третьего работает (а с чего бы нет, если он стопроцентно работает в рамках каждой конкретной традиции и общины, и эти общины не исключают одна другую, и в прошлом было "правило бунтующего старца"), то... кто-то из этих равов НЕПРАВ?
И тут начинается ужос. Известно изречение: "если часы пробили тринадцать раз, это означает не только то, что тринадцатый удар был неправилен, но и то, что, возможно, были неправильны все предшествующие двенадцать". А ведь еврейская ѓалахическая традиция (в её теперешнем понимании) зиждется на Аксиоме Стопроцентной Правильности. Всё, что говорили и делали наши учителя за последние три тысячи триста лет, было правильно. Ну, а если кто-то в недавних поколениях был неправ, а никаких внешних признаков его несоответствия традиции не было, значит...
Tags: ѓалаха
Subscribe

  • Интенсионал и экстенсионал

    "Гарвардский университет и Кембриджский университет находятся в Кембридже" - истинное утверждение, "В Кембридже находятся Гарвардский университет и…

  • Новое содержание в старой форме

    Было в Украине село "Червоный жовтень" (Красный октябрь). Современным украинцам уже непонятно, во-первых, почему октябрь именно красный, а во-вторых,…

  • Арабизи

    "Арабия"+"инглизи". Но это не просто арабский язык, записанный английскими буквами, это революционное событие в истории языка. Арабоязычные люди по…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 55 comments

  • Интенсионал и экстенсионал

    "Гарвардский университет и Кембриджский университет находятся в Кембридже" - истинное утверждение, "В Кембридже находятся Гарвардский университет и…

  • Новое содержание в старой форме

    Было в Украине село "Червоный жовтень" (Красный октябрь). Современным украинцам уже непонятно, во-первых, почему октябрь именно красный, а во-вторых,…

  • Арабизи

    "Арабия"+"инглизи". Но это не просто арабский язык, записанный английскими буквами, это революционное событие в истории языка. Арабоязычные люди по…