Имян Отчествович Фамильев (nomen_nescio) wrote,
Имян Отчествович Фамильев
nomen_nescio

Одно из самых странных для меня религиозных понятий - это Божественное милосердие. По определению, милосердие - это проявление доброты и снисходительности к тому, кто этого не заслуживает. Подчёркиваю, проявление этих качеств к тому, кто их заслуживает - это правосудие. Так вот: приведите мне примеры Божественного милосердия в Танахе.
- Первому человеку было сказано: "в день, когда вкусишь, смертию умрёшь", а он не умер? Комментаторы понимают эти слова как "станешь смертным".
- Бог избрал Ноаха и спас его? Потому что "тебя увидел я праведным в этом поколении.
- Бог вспомнил о Ноахе в ковчеге? А сколько его можно там мурыжить?
- Авраѓам породил в 86 лет? Это часть Божественного плана.
- Спор Бога и Авраѓама о Сдоме? Я об этом писал, и в итоге милосердие проявлено не было: праведники спасены, грешники наказаны.
- Спасение евреев из Египта? Завет с праотцами.
- Не наказание их за грех тельца? Моше логически убедил Бога этого не делать: "они Твой народ", "что скажут египтяне".
- Не наказание за грех Кораха? Моше и Аѓарон убедили: "один человек согрешил, а Ты на всю общину гневаешься?" Логика.
- Отказ от наказания Нинве? Раскаяние. А после раскаяния грешник становится праведником. Это правосудие.
- Отказ от уничтожения евреев во времена Пурима? Пост и раскаяние.
- Дарование дождя земле во времена Элияѓу? После семи лет засухи и действий Элияѓу.
- Возвращение из вавилонского плена? Исполнение обещания.
Приведите ещё примеры.

И наоборот: Моше молился о том, чтобы войти в Кнаан - и получил отказ. Хана молилась о ребёнке много лет - и получила положительный ответ, только дав обет посвятить его Богу. Давид молился о выздоровлении первого сына от Бат-Шевы - ноль.
Псалмы взывают о милосердии, пророки взывают о милосердии. Взывают - а результат не приводится. Шломо говорит: "будут Тебе молиться и ты услышишь" - это теория, а Храм-таки разрушен.
Ну, а о Божественном милосердии во времена Второго храма я и говорить не хочу. Да и вообще, не нравится мне такой образ наверху, которого нужно долго умолять и громко плакать, и тогда он - может быть - пересядет с престола Суда на престол Милосердия. А может и не пересесть. Да ещё вспомним "Бог наслаждается молитвами праведников", и поэтому Ривка не рожала двадцать лет...
Приведите мне, пожалуйста, примеры Божественного милосердия, а то у меня не получается их найти.
Tags: еврейская философия
Subscribe

  • (no subject)

    Эту фразу я перевёл как "...оставим это всяким завзятым софистам, весьма надменным и никогда не передумывающим" (с помощью словаря E.A.Sophocles).…

  • (no subject)

    Любавичский ребе об убое скота ויש להוסיף בנוגע לאומנות הזביחה גופא, ש"צריכא בדיקה אבישרא ואטורפא", "בדק לה בריש לישניה" – דיש לומר ענינו בעבודה,…

  • Иудаизм о загробной жизни

    (только представления, о которых есть консенсус, от Талмуда до интернета) - После смерти человека нечто остаётся. Оно условно называется "душа". (Что…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 23 comments

  • (no subject)

    Эту фразу я перевёл как "...оставим это всяким завзятым софистам, весьма надменным и никогда не передумывающим" (с помощью словаря E.A.Sophocles).…

  • (no subject)

    Любавичский ребе об убое скота ויש להוסיף בנוגע לאומנות הזביחה גופא, ש"צריכא בדיקה אבישרא ואטורפא", "בדק לה בריש לישניה" – דיש לומר ענינו בעבודה,…

  • Иудаизм о загробной жизни

    (только представления, о которых есть консенсус, от Талмуда до интернета) - После смерти человека нечто остаётся. Оно условно называется "душа". (Что…