Имян Отчествович Фамильев (nomen_nescio) wrote,
Имян Отчествович Фамильев
nomen_nescio

Category:

Потребность в антисемитизме

Во многих образовательных материалах, предназначенных для еврейских детей из традиционных семей, а также для приобщающихся, часто возникает мотив противостояния антисемитизму. Злой хозяин не отпускает девочку (видимо, служанку) на шабат, не даёт ей пальто, и она убегает без пальто в мороз, при этом перед ней возникает образ отца, говорящего: "Ты еврейка - а значит, ты отличаешься от всех! Отдай жизнь за еврейство, дочь моя, отдай жизнь!" Злые гои преследуют верных Торе евреев в СССР. Но верные остаются верны, хранят "еврейскую искру" и гордо её несут и пр.
Здесь интересны два момента.
1) В этом дискурсе опущены самые вопиющие проявления антисемитизма - погромы и Холокост. Почему - легко угадать. В обоих случаях били "не по паспорту, а по морде", без всякой связи с крепостью веры, и поэтому в качестве образовательного материала они использованы быть не могут. В сионистском дискурсе они использовались, и ещё как: "Видите, как там ужасно? Давайте скорее сюда!" А в религиозном - мало. Также не говорится, что основные преследования еврейской веры совершались в СССР самими же евреями, что отход от веры шёл упопомрачительными темпами с конца XIX в. - это не служит педагогической цели.
2) Зачем вообще возникает сейчас тема антисемитских религиозных (именно религиозных) преследований? Представьте, например, хабадника. Приехал он, скажем, в город Баден-Баден. Немцы там вполне дружелюбны, а вот евреи - некоторые из них входят в "Израэлитише культусгемайнде", некоторые тяготеют к реформистам, молитвы дважды в неделю (вечер и утро субботы), кошером никто не озабочен... И наш хабадник оказывается один. Один против всех, потому что он возмутитель спокойствия и нарушает сложившийся порядок. Он не пойдёт в гости к местным евреям, потому что его там не тем накормят. Ему нужно обеспечивать себя и мясом, и хлебом, и молоком. Ему нужно заманивать к себе людей для своего миньяна. Ему нужно создавать систему образования детей, которая не вписывается в существующие структуры и даже противостоит им. Тут-то и пригождается усвоенное в детстве "все против нас, но мы храним веру".
Tags: еврейское
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 20 comments