Имян Отчествович Фамильев (nomen_nescio) wrote,
Имян Отчествович Фамильев
nomen_nescio

Categories:

Как я не стал хабадником

Воспоминания
Мой путь в еврейство начался летом 1989 г. И начался очень удачно: с первого и единственного в СССР еврейского стройотряда, который работал в Вильнюсе. Там мы копали, участвовали вместе с местными в движении за независимость Литвы, к нам приезжали сохнутовцы, нативовцы, хабадники и прочие. Помню пост 9 ава, когда молодой бородатый хабадник читал нам со странным произношением гемару о Камце и Бар-Камце по виленскому изданию Талмуда, не очень объясняя, при чём тут. Но так как я уже учил иврит с израильским произношением и р.Авраѓам-Аба Вайнгорт, Илья Дворкин, Хава Корзакова, Хана Ротман, Гера Юдин и другие замечательные люди читали со мной на обычном израильском иврите другие талмудические и неталмудические тексты, я на эту аутентичность не купился.
Тогда я жил в Питере, где главным еврейским направлением был Хабад, я молился по хабадскому сидуру и ходил в хабадскую синагогу. Там были старики, сурово смотревшие на нас, неофитов, и знавшие одно: нужно правильно накладывать тфилин, делать обрезание, читать Хитас, есть только то, что приготовлено дома и, в общем, жить по правилам. Понятие "думать" они нам не транслировали. Была там ешива, где поощрялись фарбренгены и (после определённой границы) не поощрялись вопросы. Там любили "простых евреев", а я хотел быть сложным. Там было в моде запанибратство и некая лихость: "став я пити у пьятницу, пропив я свою телицу". Там всюду был Ребе. "А что, собственно, Ребе и почему Ребе?" "Ребе - это Ребе, и всё тут", примерно так отвечали мне. А в это время я уже учился в нашем доморощенном Еврейском университете, который мы создавали одновременно с процессом обучения. Там были отказники, учившиеся по самиздатовским фотокопиям, там был Хумаш, общая и еврейская философия, иврит, персидский и арабский языки, еврейская этнография, греческий язык и культура (замечательный Зайцев), Талмуд по мере сил с использованием всех пособий, которые у нас были, там были приезжие преподаватели (д-р Гавриэль Хаим Коѓен, проф. М.Ц.Кадари, всех не упомнишь) - и главное, там не было: а) криков, б) выгоняния женщин на кухню и в) пределов мысли. Никто и никогда не говорил нам: дальше не думайте, ибо "не надо думать - с нами тот, кто всё за нас решит". Никто не употреблял словосочетания "плохой вопрос". С тех пор я несу по жизни главное моё убеждение: постановка пределов мысли - это уголовное преступление.
Впрочем, книга Тания, Ликутей сихот и Тора ор - Ликутей Тора мне нравились и нравятся до сих пор. Я сделал, кажется, три цикла Тании, и потом её много читал, с комментариями и без, и сихот много читал, и другую литературу, и читаю доселе. Светлым пятном во всём этом был р.Михоэль Кориц, учивший именно так, как мне хотелось, но не он задавал тон, а потом он и вовсе уехал, и сейчас является одним из любимых моих собеседников в социальных сетях. Благодаря ему и другим я сохранил уважение к Хабаду и уверенность в том, что отдельные недостатки на местах не могут испортить хорошую идею, полную достоинств. Поэтому я многие годы и работаю на Хабад.
Были в Питере и "не-хабадники". Они привлекали ещё меньше, и в основном потому, что их учителя смотрели на учеников снисходительно. Типа, забудьте всё, что составляло ваш культурный багаж, и учите Кицур шулхан арух, в лучшем случае - Мишну Бруру, а научим вас - мы. Ваши доморощенные попытки понять Бубера через Кьеркегора и Лосева через р.Соловейчика только смешат... Извините, господа, но Хумаш с Раши, Кицур шулхан арух, а также Йоре деа с комментариями я могу и дома учить. Взял словарь Шапиро, взял словарь аббревиатур - и учи себе. Этим я занимался по субботам. И никто на меня сверху вниз не смотрит. А ваши керувные речи я уже встречал в многочисленной керувной литературе, стоявшей в моём шкафу, не ново. Помню, уже в Израиле зашёл я в литовскую ешиву для американцев в Маалот-Дафна. Там была русская группа, но училась она наполовину по-английски. Такого сверху-внизного отношения я больше не встречал нигде. И спасибо, мне с вами не по дороге.
Уже приехав в Израиль, я стал думать над сидуром и обычаями. В предисловии к сидуру "Теѓилат Ѓашем" было сказано, что этот сидур - самый-самый выверенный, по Аризалю, и обычаи в нём самые полезные, "тринадцатая дорога". И опять меня "подвело" образование. Я уже знал, что от Аризаля пошёл не один только этот сидур, я знал историю возникновения нусаха сфарад, я познакомился с сефардами, йеменцами и их обычаями, я учился у мизрахников и у литваков, я ездил в Ѓар Эцион, я учился в колеле Бар-Илана, я начал первый свой цикл даф-йоми, я знал, что от Баал-Шем-Това пошло сто пятьдесят хабадских дворов, примерно знал, чем они отличаются и как они относятся к Хабаду (да никак не относятся, просто не замечают), я читал произведения других хасидских учителей, я знал, что теперешний Хабад живёт во многом не по Тании (кто постится "тшуват мишкаль"?), и когда мне говорили, что "мы теперешние представляем собою самый-самый аутентичный хасидизм, который представляет собою вершину еврейской традиции", а "Раби расшифровывается как Рош бней Исраэль", я ощущал, что, по-выражению Леонида Соловьёва, "мне натягивают на голову сапог и пытаются накормить мылом". Спасибо вам за всё хорошее, я перешёл на нусах ашкеназ.
Tags: еврейское
Subscribe

  • (без темы)

    Оказывается, у млекопитающих геном зародыша не работает до стадии бластулы, гены не включаются - работает то, что было в организме матери. А бластула…

  • (без темы)

    Рекомендую всем книгу Э.Штульмана "Сбитые с толку: почему интуитивные представления о мире часто ошибочны". Как были скорректированы выводы Пиаже;…

  • (без темы)

    По данным онлайн-опроса по заказу производителей хаггиса Hall’s of Broxburn, опубликованного 26 ноября 2003 года, одна треть американских туристов,…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 42 comments

  • (без темы)

    Оказывается, у млекопитающих геном зародыша не работает до стадии бластулы, гены не включаются - работает то, что было в организме матери. А бластула…

  • (без темы)

    Рекомендую всем книгу Э.Штульмана "Сбитые с толку: почему интуитивные представления о мире часто ошибочны". Как были скорректированы выводы Пиаже;…

  • (без темы)

    По данным онлайн-опроса по заказу производителей хаггиса Hall’s of Broxburn, опубликованного 26 ноября 2003 года, одна треть американских туристов,…