Имян Отчествович Фамильев (nomen_nescio) wrote,
Имян Отчествович Фамильев
nomen_nescio

Categories:

О доказательной силе

С подачи уважаемых умных френдов я ещё раз обдумал сказанное в Тании:
...так что даже самый легкомысленный из них способен за Б-га пожертвовать собой (гл. 14)
...И потому даже самый легкомысленный и грешники, которые есть в народе Израиля, в большинстве случаев жертвуют жизнью за Б-га, терпят страшные мучения, чтобы не отступиться от веры в единого Б-га, даже если они грубы и невежественны и не познали величия Всевышнего, и даже о том немногом, что знают, они не размышляют совершенно. Они жертвуют собой совсем не потому, что знают Всевышнего и о Нем размышляют, но без всякого знания и размышления, так, как будто совершенно невозможно отказаться от веры в единого Б-га, совсем' без всякого обоснования и доводов (гл. 18).

Понятно, что историческая основа для этих рассуждений - хмельнитчина. Эти рассуждения призваны доказать единосущность еврейской души Богу, так как кроме этой единосущности, неоткуда взяться у упоминаемых людей желанию умереть за веру. А больше эта единосущность не доказывается ничем.
Но! Текст "Тании" выверен и точен. А в 18 главе Алтер ребе пишет: "в большинстве случаев жертвуют жизнью за Б-га". Друзья мои, если эксперимент удаётся "в большинстве случаев", он не может служить доказательством существования чего-либо. И ещё: "даже о том немногом, что знают, они не размышляют совершенно". А откуда нам известно, что жертвы хмельнитчины "не размышляли совершенно"? Мы там были?
Получается, что а) в некотором количестве случаев, хоть и малом, наш эксперимент провалился, б) в значительном количестве случаев он не был чистым, так как были сторонние факторы, побуждавшие евреев отдать жизнь за веру.
Беря в качестве презумпции продуманность теории "Тании", мы должны сделать вывод: мы неверно понимаем эксперимент.
Вдумаемся во вторую цитату. Во-первых, грешники, упоминаемые здесь - это все, кто не "средний", а "средний" - это тот, кто никогда не грешит, ни словом, ни мыслью, ни делом, а если и согрешил - давно раскаялся, а не праведник он лишь потому, что стремление к греху в нём ещё существует. Итак, "грешники" - подавляющее большинство народа. "Не познали величия Всевышнего, хотя знают немного" - это те, кто не размышляет о Торе и философии денно и нощно, соединяя свой разум с высшим разумом - даже если они порою учат Тору, то есть опять-таки подавляющее большинство народа.
Вывод: согласно этой теории, у абсолютного большинства евреев, на первый взгляд, нет внутренней силы, удерживающей их в еврействе. Грех тянет, а отсутствие unio mystica посредством ежеминутного погружения в Тору не препятствует. А ведь снаружи бушуют нечистые клипот, лишённые всякого добра, которые сильнее Божественной души. И раздаются постоянные призывы изменить веру, сопровождаемые щедрыми обещаниями. Тогда спросим себя: почему же на протяжении стольких лет весь еврейский народ не крестился, не перешёл в ислам? Что его удержало? Мы не видим, что может его удержать!
И напрашивается очевидный вывод: раз мы не видим, что может удержать, но что-то удерживает - есть то, чего мы не видим. А это - единосущность души Богу. Что и требовалось доказать.
В таком понимании эксперимента он даёт верные результаты для почти ста процентов опытов (кроме отдельных избранных мистиков).
Tags: Хабад, еврейская философия
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 1 comment