Имян Отчествович Фамильев (nomen_nescio) wrote,
Имян Отчествович Фамильев
nomen_nescio

Category:

Полумеры

Мы примерно знаем (теоретически), как нужно воспитывать детей, чтобы они выросли разносторонними, развитыми, добрыми, белыми и пушистыми. У некоторых это даже получается. Проблема сегодня в другом: как воспитывать тех, кто уже не дети. Взрослых.
Вот есть человек, у него есть жизненная позиция, мировоззрение, набор предрассудков и культурных кодов. Он вредит развитию (а иногда даже здоровью и жизни) других людей, поэтому нам его личность не нравится. Мы бы хотели, чтобы он развивал свои творческие силы и не вредил другим. Ля-ля-тополя, гуманитарная психологика. Но если мы сдерём с него его предрассудки и культурные коды, он лишится всех наработок, которые произвела его личность за его жизнь. Мы не одежду с него снимем, даже не раковину - мы его обрежем по живому, как картофелину при чистке. Ему будет больно, а значит - защитная реакция, направленная против нас.
Ещё нужно учесть, что наша аудитория многочисленна, значит, время, уделённое каждому, ограничено, или же информация, передаваемая нами, неизбежно слишком обща, чтобы действовать прицельно.
Развитие личности должно быть естественным, потому что иным оно быть не может. И вот представьте себе обывателя: такой хороший мужик или добрая баба, детей не бьёт, соседям помогает, врагов родины не любит. Дальше послезавтра не очень заглядывает, тайны мироздания ему скучны, эмоциональные запросы удовлетворяет таким образом, какой нам претит. Упрекнуть его не за что, и даже очень есть за что похвалить, но высоколобые мы не возьмём его за образец.
А теперь представьте себе жлоба со всеми его жлобскими качествами. Так вот, наша задача - не в том, чтобы сделать из жлоба высокого гуманиста. Она в том, чтобы сделать из жлоба такого вот обывателя, хорошего мужика или добрую бабу. Кто это умеет? Кто будет заниматься этим день за днём? Кто сможет действовать так, как будто "хороший мужик" - это желанный идеал его деятельности?
Я знаю много неудачных попыток такого рода и лишь одну удачную: российское земство последней трети XIX века.
Tags: мировоззрение
Subscribe

  • (no subject)

    Ѓилель Мали отмечает, что тема небесного суда, греха и оправдания относится в Танахе и Талмуде к совершенно разным семантическим полям. В Танахе…

  • (no subject)

    С ёмким пуром, с новым счастьем!

  • Проект 929 на русском - поехали!

    "Проект 929" - это общественная инициатива по ежедневному прочтению / изучению одной главы Танаха по расписанию (всего в Танахе 929 глав). Она…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 7 comments