Имян Отчествович Фамильев (nomen_nescio) wrote,
Имян Отчествович Фамильев
nomen_nescio

Боаз Розенман, по мотивам исследования «израильской» общины Торонто. (Есть и статья Рут Габизон на эту тему).

Вне Израиля проживает 800 000 человек с израильскими паспортами, из них 600 000 – в США и Америке. Ещё в 1992 году Рабин называл их נפולת של נמושות И им тяжело: нет «хевре из милуим», с которыми забываешь все государственные неурядицы, нет пятничного щёлкания семечек на лавочке. Люди, привыкшие считать Израиль центром еврейского мира, а себя – солью земли, вдруг оказались в положении неуклюжих провинциалов в местных общинах. Израильтяне чувствуют холодность и отчуждённость со стороны местных общин: никто по плечу не хлопает, все вежливо улыбаются, все «господа», «товарищей» нет. Сами они ощущают некую вину за своё «дезертирство». Особенно это выражается во время акций солидарности с Израилем: «Солидарны, говорите? А что ж бежали оттуда?» Боязнь приблизиться к местным общинам – культурная дистанция. Для израильтяна «израильство» давно заменило «еврейство», и при потере или осознании ненужности первого теряется и второе. Разный подход к синагогам, к религиозной жизни. Для израильтянина религиозные – это прежде всего фанатики и в большинстве коррумпированные паразиты. Изральтянину странно знать, что приличный человек, приятный в общении, может быть синагогальным старостой. Израильтяне знают, что в синагогу ходят (точнее, не ходят) молиться, и не понимают, как можно её использовать как клуб. Средний израильтянин не понимает, что творится в синагоге, этот язык ему чужд, а в Северной Америке синагога – это центр общественной жизни. Многие израильтяне с удивлением узнали в Америке о том, что еврейский календарь важен и интересен, что он не принадлежит досам (см. книгу «LA קיבוץ»). Не записываются в религиозные школы: бежали именно от религиозной гегемонии. Да и понимание общественной жизни у них другое. Израильтянин активен политически, но пассивен общественно: для него еврейская жизнь вокруг самоподразумевается. Американский же еврей знает, что еврейскую жизнь он должен организовать себе сам. А израильтянин не всегда может сделать это, даже если хочет: денег на членство в общине, на синагогу, на appeal не хватает, а если ты не в списке жертвователей – ты не существуешь. Так получается, что израильтянин, не сумевший или не захотевший приложить усилия для включения в местную еврейскую среду, оказывается в еврейском вакууме и ассимилируется (против чего его дети, собственно, и не возражают). Кроме того, израильтянин привык к тому, что родители, братья и друзья живут в часе езды, американец же отделён от них тремя-пятью штатами. Поэтому израильтянин в Америке гораздо острее чувствует, что рядом нет друзей и родных, чем американец.
Боязнь потерять облик израильтян – и осознание его ненужности в этой стране.
В общем: главное стремление израильтян в Америке, то, для чего они туда приехали – преуспеть и избавиться от ивритского акцента. По доброй воле отказываться от живых и естественных проявлений своей личности, от себя фактически, ради не такой уж большой кучки «зелёных» - это тяжело. А если они преуспеют в этом, еврейский народ может и потерять 800 000 членов, которые от ворон отстали, а к павам не пристали.
Боаз собирается создавать культурный проект по «удержанию» американских израильтян, причём вместе с местными общинами: совместное изучение текстов (типа «Элуля»), совместные поездки в Израиль и Восточную Европу, изучение иврита, песни, День памяти и День независимости, акцент на еврейский календарь. Пока существует только один подобный проект – דור חדש в Нью-Йорке.
Tags: еврейское
Subscribe

  • Любавичский Ребе как модернист

    Среди прочих влияний "нового времени" на идеологию последнего Любавичского Ребе можно заметить вот что: он чуть ли не первым среди традиционных…

  • (no subject)

    Сарит Хадад совершила каминг-аут только теперь, в возрасте 43 лет, когда конец певческой карьеры уже можно увидеть. Многие годы она - в нашей…

  • (no subject)

    И тут до меня дошло, что: How Sweet to be a Cloud Floating in the Blue... - это триолет.

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 11 comments

  • Любавичский Ребе как модернист

    Среди прочих влияний "нового времени" на идеологию последнего Любавичского Ребе можно заметить вот что: он чуть ли не первым среди традиционных…

  • (no subject)

    Сарит Хадад совершила каминг-аут только теперь, в возрасте 43 лет, когда конец певческой карьеры уже можно увидеть. Многие годы она - в нашей…

  • (no subject)

    И тут до меня дошло, что: How Sweet to be a Cloud Floating in the Blue... - это триолет.