Имян Отчествович Фамильев (nomen_nescio) wrote,
Имян Отчествович Фамильев
nomen_nescio

Category:

Самый опасный человек в истории иудаизма

Это Рамбам.
В "Законах об основах Торы", в "Законах о раскаянии" и в предисловии к главе "Хелек" он попытался "закрыть ворота иджтихада", как сделали в окружавшем его исламе примерно за два века до него. И если в ѓалахе у него и не могло получиться, слишком сильна была традиция плюрализма мнений и открытости для новшеств, то в идеологии были шансы, так как идеологию никто до него не пытался кодифицировать.
От катехизиса и святейшей инквизиции иудаизм спас антропоморфизм. Когда Рамбам объявил еретиком всякого считающего, что у Бога есть некое тело, возмутились все, начиная с Раавада. Честно говоря, я не знаю до Рамбама и Сеадьи ни одного еврейского источника, который бы говорил, что у Бога нет тела, но знаю десятки очень авторитетных, недвусмысленно говорящих, что оно есть. Вплоть до мидраша Седер Элияѓу раба (лет за двести до Рамбама): там в 28 главе Адрианос-кесарь последовательно спрашивает последнего из семи сыновей-мучеников "Есть ли у вашего Бога глаза? нос? рот? уши? руки? ноги?.." - и на всё тот отвечает утвердительно, доказывая свои слова цитатами из Писания.
Так что когда Рамбам чохом объявил еретиками практически всех, кроме себя (см. о "третьей группе" в предисловии к Хелек), народ сказал "ну это слишком". Однако только р.Йосеф Альбо в "Книге основ" (1:2) смог однозначно написать: "Разрешается всякому умному человеку размышлять об основах веры и комментировать стихи Танаха так, как ему кажется верным".
Tags: Рамбам, еврейская философия
Subscribe

  • (без темы)

    "Люби ближнего" и т.д. Простой смысл этой фразы - "люби другого, как себя". Всякого другого. Слово "реа", употреблённое там, используется просто в…

  • Скажи, Аристотель, сколько ног у мухи?

    Мы с girsa_dejankuta спросили себя: что означает стих "Всякое летающее насекомое ( шерец), ходящее на четырех, – мерзость оно для вас"…

  • (без темы)

    Р.Йехиэль Штерн в אוצר הידיעות, ч.1, цитирует рабену Бахье на Тору: почему змей, причина первого греха, не является источником нечистоты, а ящерица…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 3 comments