Имян Отчествович Фамильев (nomen_nescio) wrote,
Имян Отчествович Фамильев
nomen_nescio

Categories:

Д-р Исраэль Розенсон о Нехемье и пророках

Нехемья 6
(1) И было, когда дошло до слуха Санваллата, и Товийи, и Гэшэма Арави, и остальных врагов наших, что отстроил я стену и не осталось в ней ни пролома, но что не поставил я до той поры дверей в воротах, (2) То послал Санваллат и Гэшем сказать мне: "Давай соберемся в Кефирим, в долине Оно". А задумали они причинить мне зло.
"Говорят, ты стену строишь, это нехорошо, это бунт! Давай об этом поговорим!"
Нехемья смеётся им в лицо: "Не могу, занят, стену строю".
(3) И послал я посланцев сказать им: "Выполняю я большую работу и не могу спуститься; зачем же прекращать работу, когда оставлю я ее и спущусь к вам?"
После этого ему присылают открытое письмо - намёк на то, что содержание этого письма уже известно персам:
(5) И послал ко мне Санваллат отрока своего с теми же словами в пятый раз, и открытое письмо было в руке у него. (6) Написано в нем: "Ходят слухи в народе, и Гашму говорит, (что) ты и Йэудеи замыслили восстать, поэтому ты и строишь стену, а ты у них за царя..." – (и) подобные слова. (7) И пророков поставил ты, чтобы возглашали о тебе в Йэрушалайиме, говоря: "Царь в Йэудее". И дойдет теперь слух об этом до царя. Давай же нынче посоветуемся вместе.
Мимо этого места все проходят равнодушно, а зря! Это последнее в Танахе упоминание о том, что пророки помазывают царя! (хотя и ложное). И Санваллат с Товией имеют в виду, что Нехемья подкупил лжепророков с тем, чтобы они его помазали на царство. На самом же деле всё наоборот: это враги Нехемьи подкупают лжепророков:
(10) И пришел я в дом Шемайи, сына Делайи бэн-Меэйтавэйла, который заперся (в доме); и сказал он мне: "Давай встретимся в доме Б-жьем, внутри храма, и запрем двери храма, потому что тебя собираются убить; и ночью придут они, чтобы убить тебя". (11) Но сказал я: "Разве может бежать такой человек как я? И разве такой как я войдет в храм и будет (потом) жить? Не войду я!" (12) И понял я, что не Б-г послал его, ибо (на) то, что предрекал он мне, наняли его Товийа и Санваллат. (13) Нанят он был для того, чтобы я испугался и поступил так, и согрешил бы; и было бы им это для дурной молвы, чтобы опозорить меня. (14) Вспомни же, Б-же мой, Товийи и Санваллату дела их; и Ноадье, пророчице, и остальным пророкам, что пугали меня.
Нехемья на пророков просто плюёт - и на своих, и на чужих. А почему, собственно, он так уверен, что Ноадья и Шемая - лжепророки? Ведь даже сам Ирмеяѓу вначале не был уверен, что Хананья бен-Азур лжепророчествует:
Ирмеяѓу 28
(5) И сказал пророк Йирмейау пророку Хананйа пред глазами священников и пред глазами всего народа, что стояли в доме Г-споднем, (6) И сказал Йирмейау, пророк: амэйн! да сделает так Г-сподь! да исполнит Г-сподь слова твои, которыми ты пророчествовал о возвращении из Бавэла утвари дома Г-сподня и всех пленных на это место. (7) Однако выслушай слово это, которое скажу я в слух твой и в слух всего народа. (8) Пророки, бывшие задолго до меня и до тебя, пророчествовали многим странам и великим царствам войну и бедствие и мор; (9) Пророка же, что пророчествует о мире, (лишь) по исполнении пророческого слова его узнают (как) пророка, которого воистину послал Г-сподь. И только по прошествии времени: (12) И было сказано Йирмейау слово Г-сподне, после того как сломал пророк Хананьйа ярмо, (сняв его) с шеи пророка Йирмейау: (13) Пойди и скажи Хананьйа следующее: так сказал Г-сподь: ты сломал ярмо деревянное, так сделай вместо него ярмо железное. (14) Ибо так сказал Г-сподь Ц-ваот, Б-г Йисраэйлев: ярмо железное возложил Я на шею всех этих народов, чтобы служили они Невухаднэццару, царю Бавэльскому, и будут они служить ему; и зверей полевых тоже отдал Я ему. (15) И сказал пророк Йирмейау пророку Хананйа: послушай, Хананйа, Г-сподь не посылал тебя, а ты обнадеживаешь народ этот ложью. (16) Поэтому так сказал Г-сподь: вот, Я удалю тебя с лица земли! в этом же году ты умрешь, за то что говорил ты отступнически против Г-спода. (17) И. умер Хананйа, пророк, в тот же год, в седьмом месяце.
Ирмеяѓу говорил в сущности то же, что Ноадья и Шемая: не бунтуйте! Не восставайте! Не провоцируйте! Откуда следовало для Нехемьи, что Ирмеяѓу - истинный пророк, а Ноадья и Шемая - ложные, если тут же на месте их проверить нельзя?
Да ниоткуда. Просто слово пророков для Нехемьи уже не важно. Он живёт в другую эпоху, у него свои отношения с Богом, он Ему молится и знает, что если он, Нехемья, делает хорошо - строит стену для защиты народа - Бог за него, и Он докажет это незримой поддержкой, успехом в деле, а не словом пророка.
Так же Эзра достиг успеха в невероятно сложном деле - изгнании чуждых жён (Эзра 10) - не с помощью пророков, а лишь со свитком Торы в руках.
Вот она, революция. После этого будет "оставлен пророческий дар лишь дуракам", "мудрец предпочтительнее пророка" и прочее, но начало - здесь.
Tags: Танах
Subscribe

  • Леонид Сергеев

    Ах, какая девушка, красивая и стройная, в трамвай влетела бабочкой и села у окна! Ах, какая бабушка седая и румяная, играет с внуком Митенькой на…

  • (no subject)

    Пишут, что Китай запустил гиперзвуковую ракету, которая облетела весь земной шар на низкой орбите и ни одно ПВО её не заметило.…

  • (no subject)

    По моему мнению, если в ближайшие - не дни, а часы - Йоси Бен-Атар не будет уволен нафиг с "Галей Исраэль", эта радиостанция засвидетельствует тем…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 3 comments