Имян Отчествович Фамильев (nomen_nescio) wrote,
Имян Отчествович Фамильев
nomen_nescio

Урок рава Ицхака Блау

Моше в книге Дварим заключил завет "с теми, кто здесь стоит, и с теми, кого здесь нет". Кого же там не было, если перед Моше стоял весь народ? Явно имеются в виду потомки (Танхума Ницавим), да и Талмуд (Швуот 23) говорит, что все евреи "ещё на Синае поклялись исполнять заповеди". А как предки могли обязать потомков выполнять завет?
Этот вопрос задаёт Абарбанель. Мальбим решает его просто: перед Моше стояли души всех евреев, и те, кто рождались позже, приходили в мир с душами, уже заключившими когда-то завет. Это мнение приводит до него и "Акедат Ицхак", но отвергает: завет может заключить лишь человек, душа плюс тело, и после смерти человека его душа освобождается от всех его обязательств. Ещё раньше такое объяснение отвергает ибн Эзра, не объясняя причину. Маѓараль (Нецах Исраэль 11) объясняет всё очень просто: поколение Моше заключило завет не как собрание индивидуумов, а как весь народ, поэтому завет распространяется на всех их потомков.
Другой вопрос. Как известно, Талмуд (Шабат 88а) говорит, что Бог опрокинул над евреями гору Синай как котёл и сказал: "Или вы принимаете Тору, или здесь будет ваша могила", и Рава говорит, что евреи могли бы заявить, что приняли Тору насильно, и отказаться от неё, и только в дни Мордехая они вновь приняли её добровольно. Но спрашивает Рамбан ad loco: если так, за что Бог наказывал евреев во времена первого Храма? Он отвечает: принуждение принуждением, но земля была дана евреям в награду за то, что они выполняют заповеди: нет заповедей - нет и земли, не жалуйтесь. А в изгнании можете заявлять о принуждении сколько хотите. Но оказавшись в изгнании, евреи не стали пользоваться своим правом, а добровольно вновь приняли Тору. Сфорно (Дварим 29:14) объясняет чуть по-другому: евреи получили землю при условии выполнения заповедей. По Абарбанелю, евреи получили землю взаймы, и их потомки обязаны отрабатывать долг выполнением заповедей - работой на Хозяина земли. "Акедат Ицхак" приводит мистическое объяснение: конечно, евреи времён первого Храма могли бы отказаться от Торы, но они обнаружили, что сроднились с ней, что она срослась с их душами и стала источником жизни, и при отказе от Торы они мгновенно умерли бы. А Мальбим говорит прямо и откровенно: Бог - Хозяин мира, Он имеет полное право приказать любому Своему творению что угодно, но для того, чтобы евреи охотнее выполняли бы Его волю, Он сделал вид, что вводит их в завет как равноправных партнёров: "добровольно и с песней". Этому они и детей своих учить будут, и все позднейшие поколения будут полагать, что они по доброй воле участвуют в завете с Богом. Оптимист.
Tags: Дварим
Subscribe

  • (no subject)

    Сарит Хадад совершила каминг-аут только теперь, в возрасте 43 лет, когда конец певческой карьеры уже можно увидеть. Многие годы она - в нашей…

  • Явная лажа - 3

    ...11. После побега сотрудник Управления тюрем, отвечающий за исправность канализационной системы, пытался договориться с заключенными, чтобы они…

  • (no subject)

    Всё же это была "явная лажа", и невероятная лажа. ...9. За несколько дней до побега заключённые, выполняющие в тюрьме работы, жаловались на песок в…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 15 comments

  • (no subject)

    Сарит Хадад совершила каминг-аут только теперь, в возрасте 43 лет, когда конец певческой карьеры уже можно увидеть. Многие годы она - в нашей…

  • Явная лажа - 3

    ...11. После побега сотрудник Управления тюрем, отвечающий за исправность канализационной системы, пытался договориться с заключенными, чтобы они…

  • (no subject)

    Всё же это была "явная лажа", и невероятная лажа. ...9. За несколько дней до побега заключённые, выполняющие в тюрьме работы, жаловались на песок в…