Имян Отчествович Фамильев (nomen_nescio) wrote,
Имян Отчествович Фамильев
nomen_nescio

Category:

Скиния и телец - что раньше?

Урок рава Менахема Либтага из ешивы Ѓар Эцион

Как известно, Рамбан говорит, что повеление о скинии было до тельца, и события в Торе изложены в хронологическом порядке. А Раши говрит "после", и хронологического порядка в Торе нет. В чём идея того и другого?
Рамбан (на Шмот 25:1): Десять заповедей - основа всех других заповедей, евреи приняли их и стали святы, а раз так - Бог может находиться в их среде. Поэтому тут же дано повеление сделать скинию - для пребывания Бога посредством ковчега. По-простому: Скиния - это средство взять с собой гору Синай с теофанией.
Раши (на Шмот 31:18): сначала был завет, потом - телец. Бог разгневался и сказал, что народ в Землю введёт, но в среде Израиля пребывать не будет, а то совсем рассердится и всех уничтожит начисто. То есть чтобы сохранить завет с праотцами, приходится отменять Синайский завет. Моше отмолил, и Бог придумал способ пребывать в народе - и всё же в некотором отдалении от жестоковыйных толп, то есть в скинии.
А как бы сделать так, чтобы мы могли согласиться с обоими мнениями?
Во-первых, разумеется, нельзя понимать Раши так, будто до тельца не было повеления строить Храм. Ведь по Раши (Дварим 5) все заповеди книги Дварим были даны в первые 40 дней на Синае. Да и в главе Мишпатим (по всем мнениям до тельца!) много говорится о Храме. Повеление было, но с ним можно было подождать неделю - или месяц - сколько там нужно, чтобы, получив скрижали, тут же рвануть в Ханаан, с Божьей помощью завоевать его и построить постоянный Храм? Именно в этом смысле скиния до тельца была не нужна.
Во-вторых, повеление построить скинию было дано до тельца, Рамбан тоже прав, и главное в этом повелении - ковчег, средство для пребывания Бога в народе. И неважно, куда его положить - в переносной Храм или в постоянный. Ради ковчега написана вся глава Трума.
Так что оба правы.
А как же по Рамбану быть с повелением делать деревянные брусья и кожаные покрывала? Они-то до тельца зачем?
Тут мы вспоминаем Хизкуни на Шмот 34:32:
"Моше получал заповеди от Бога постепенно и записывал их на отдельных свитках (מגילה מגילה ניתנה), а перед смертью свёл их в единый текст, расположив по своему усмотрению, чтобы мы могли толковать их взаимное расположение (הסמוכין)".
Истинное место заповеди о Мишкане - главы Ваякѓель-Пекудей, после тельца, вот зачем там всё повторяется! И в дополнение к этому Моше записал те же заповеди ещё раз, в главах Терума-Тецаве, перед тельцом, чтобы сообщить нам об изначальной важности ковчега, не зависящей ни от каких тельцов, а также для того, чтобы позволить нам понимать Тору по Рамбану и говорить, что скиния - это модель мира, которую необходимо было возвести сразу после теофании.
Tags: Шмот
Subscribe

  • Любавичский Ребе как модернист

    Среди прочих влияний "нового времени" на идеологию последнего Любавичского Ребе можно заметить вот что: он чуть ли не первым среди традиционных…

  • (no subject)

    Сарит Хадад совершила каминг-аут только теперь, в возрасте 43 лет, когда конец певческой карьеры уже можно увидеть. Многие годы она - в нашей…

  • (no subject)

    И тут до меня дошло, что: How Sweet to be a Cloud Floating in the Blue... - это триолет.

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments