Имян Отчествович Фамильев (nomen_nescio) wrote,
Имян Отчествович Фамильев
nomen_nescio

Categories:
Хорошая статья Биньямина Опенхаймера "התמודדות המקרא עם שרידי המיתוס האלילי", אור ליעקב תשנ"ז
По следам Кассуто он исследует, как обращается Танах с культурными концептами, которые были на слуху у авторов его книг и их первых читателей, а именно с ханаанскими и вообще ближневосточными мифологическими мотивами. Рассматривает три мотива: 1) война бога с морем, 2) у каждого народа - своё божество, 3) царь как сын божества. Первый мотив в Танахе вскрыл Кассуто в известной статье, переведённой и на русский, о других тоже многие писали.
Опенхаймер выделяет несколько способов адаптации этих идей к библейскому мировоззрению:

  1. Демонизация: война качественно равных божеств становится войной единого Бога с чудовищами, страшными, но не божественными. См., например, "Раздробил Ты море мощью Своей, разбил головы змей на воде. Размозжил Ты головы ливйатана, отдал его на съедение народу, обитателям пустыни (Теѓ 74:13-14)", "В тот день накажет Г-сподь мечом Своим тяжелым, и большим, и крепким ливйатана, змея прямобегущего, и ливйатана, змея извивающегося, и убьет чудовище, которое в море" (Йеш 27:1), и др.

  2. Вместо войны достаточно окрика: "Бездной, как одеянием, Ты покрыл ее, над горами стали воды. От окрика Твоего убегали они, от голоса громового Твоего поспешали... Границу сделал Ты, не перейдут они (воды ее), не возвратятся, чтобы покрыть землю" (Теѓ 104:6-7,9), и др.

  3. Багателизация: как море может бунтовать против Бога, если оно было Им сотворено и в день сотворения было подобно новорожденному, которого пеленать нужно? "(Кто) затворил вратами море, когда оно устремилось, (как бы) извергаясь из чрева, Когда Я сделал облака его одеждой и мглу его пеленанием, И утвердил ему Свой закон и поставил затвор и ворота, и сказал: "доселе дойдешь, а не далее; и здесь предел надменным волнам твоим"? (Иов 38:8-11)

  4. Иронизация: левиафан превращается в покорную рыбку, с которой можно поиграть. "Можешь ли вытащить ливйатана удой и веревкой прижать ему язык? Проденешь ли тростник ему в нос и шипом проколешь ли щеки его? Станет ли он множить мольбы, и будет ли говорить с тобою кротко? Заключит ли он с тобой договор, возьмешь ли его в рабы навек? Станешь ли играть с ним, как с пташкой, и свяжешь ли его (на забаву) девицам твоим?" (Иов 40:25-29)

  5. Натурализация: море - это всего лишь собрание вод, а левиафан, или танин - большая рыба. Первая глава Берешит.

  6. Аллегоризация: борьба с морем - это метафора борьбы с врагами еврейского народа. "Успокаивает шум морей, рев волн их и шум народов" (Теѓ 65:8). Царь, конечно, не сын Бога, хотя и сказано "Господь сказал мне: сын Мой ты, сегодня Я родил тебя" (Теѓ 2:7), а Его избранник.

  7. Архаизация: Когда-то каждый народ управлялся своим божеством/ангелом, а мы - нашим Богом, как сказано: "Когда Всевышний давал уделы народам, когда расселял сынов человеческих, поставил Он пределы народам по числу сынов Исраэйля. А доля Господа – народ Его; Яаков – наследственный удел Его" (Дв 32:8-9). В кумранском свитке вместо בני ישראל стоит בני אל, также и в Септуагинте: "по числу ангелов Бога". Другое место из Дварим, вечная проблема комментаторов: "А то взглянешь ты на небо и увидишь солнце и луну и звезды, все воинство небесное, и прельстишься, и будешь поклоняться им, и будешь служить им - тем, которыми наделил Господь, Бог твой, все народы под небом. Но вас взял Господь и вывел вас из горнила железного, из Египта, дабы вы были народом Его удела, как в этот день" (Дв 4:19-20). Некоторые провидят такую ситуацию и в будущем: "Ибо все народы пойдут – каждый с именем божества своего, а мы пойдем с именем Господа Бога нашего во веки веков" (Миха 4:5). Но это уже давно не так, и об этом повествует 82 псалом. Сидел Бог когда-то в "общине Божьей", среди "богов", и судил Свой народ, а они судили свои народы. Но они выполняли свои обязанности крайне небрежно, и Он произнёс над ними суровый приговор: "Сказал я: ангелы вы и сыновья Всевышнего все вы. Однако, как человек, умрете и, как любой сановник, упадете" (Теѓ 82:6-7). Он сделал их смертными и отнял у них управление народами, сосредоточив его в Своих руках: "Давай же, Боже, суди землю, ведь Ты владеешь всеми народами!" (там же, 8). Блестящий, уникальный в Танахе переход от монолатрии к настоящему монотеизму. А где ещё описан этот процесс нисхождения/низведения небесных существ до уровня смертных? Конечно, Берешит 6:1-4, происхождение великанов.

Tags: Танах
Subscribe

  • (no subject)

    Страница проекта "Место встречи" ПОКА находится здесь: https://old.mesto.org.il/929-na-russkom/menu-id-319

  • (no subject)

    Нынешняя ситуация с открытием-закрытием границ и планированием поездок напоминает старый анекдот о Гершеле Острополере (или Ходже Насреддине): Идёт…

  • С новым штаммом

    Об опасности В 1.1.159 стало известно 24 ноября. Уже 26 ноября, т.е. сегодня, созвано чрезвычайное заседание ВОЗ. Сегодня же прошло совещание у…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 5 comments