Имян Отчествович Фамильев (nomen_nescio) wrote,
Имян Отчествович Фамильев
nomen_nescio

Categories:

Мудрец и урод

Вчера я слушал урок reu_k, на котором обсуждалась вот эта история из Талмуда, трактат Таанит. (Рекомендую прочитать и дополнительные источники, и вопросы, приведённые на этой странице: их один хороший юзер составил).

reu_k сделал примерно такие замечания (привожу не все):
История структурно подобна "дорожным сказкам". Герой в начале истории уходит из дома учителя (дома учения), закончив курс, а в конце приходит в дом учения: замыкает круг. История происходит в дороге, а дорога - место всего маргинального и лиминального, там всякое бывает. В дороге героя, как учит дедушка Пропп, всегда ждут испытания, вот и наш герой подвергся испытанию - и не устоял. Он не повёл себя так, как подобает мудрецу, и даже как подобает порядочному человеку, обидел урода; а тот отказался его прощать, поставив заведомо невыполнимое условие. Только по просьбе своих односельчан он согласился это условие снять. Герой раскаялся и тем самым служит нам примером: не об ангелах повествует Талмуд, не апологии приводит, а рассказывает о живых людях, таких же, как мы, которые грешат и раскаиваются, и нас тому же учат.

Я сделал примерно такие замечания:
В начале герой - мудрец, так к нему и обращается урод. Но герой отвечает уроду не как мудрец, он ему хамит (вспомним, что сказано в Евангелии о называющем ближнего "рака", а именно это слово употреблено в оригинале!). Этим герой теряет право называться мудрецом, а не получив прощения, он оказался привязан к обиженному уроду в надежде вымолить прощение - как раб к господину. Когда двое приходят в город и жители кричат "Мир тебе, раби!", урод с полным правом спрашивает: "А кто из нас двоих раби?" Сейчас я раби: а) "раби" означает "господин" ("У разбойников был я раби, и у мудрецов я раби" - Реш-Лакиш), а я сейчас имею над героем власть; б) "раби" означает "учитель", а сейчас я учу его уму-разуму и правилам приличия. Только после получения прощения герой снова становится мудрецом и раби - и тут же начинает читать поучение о том, что нужно быть уступчивым и прощать, обращённое в первую очередь к тому самому уроду, а тот покорно это поучение слушает. Все на своих местах.

girsa_dejankuta впоследствии сделала примерно такое замечание:
Герой считает своего собеседника простецом (ам ѓа-арец) и полагает, что тот не имеет права к нему обращаться. Герой отказывает простецу в праве на беседу, не видит в нём человека и видит только его внешнее уродство: "ой, эта обезьяна ещё и разговаривает!". Поэтому он позволяет себе оскорблять не только его, но и его односельчан, о которых вообще ничего не знает.

А теперь вы сделайте какие-нибудь замечания!
(Раши, Тосафот и Маѓарша на эту историю я помню, но недосуг переписывать: сделайте это за меня!)
Tags: мидраш, талмудическое
Subscribe

  • Они вошли живыми в рай

    (по ранним и поздним мидрашным источникам): Ханох Метушелах [Элиэзер] слуга Авраѓама Биньямин, сын Яакова Серах, дочь Ашера Батья, дочь фараона три…

  • (no subject)

    "Ныне мы видим как сквозь стекло, загадки..." (1-е к Коринфянам, 13:12). Во времена Павла стекло практически всегда было мутным, едва пропускавшим…

  • Божественные качества, молитесь за нас?

    Есть такой гимн в слихот. Его часто пропускают, но он есть. Иногда его переделывают, чтобы было "божественные качества, молюсь я...", но получается…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 10 comments

  • Они вошли живыми в рай

    (по ранним и поздним мидрашным источникам): Ханох Метушелах [Элиэзер] слуга Авраѓама Биньямин, сын Яакова Серах, дочь Ашера Батья, дочь фараона три…

  • (no subject)

    "Ныне мы видим как сквозь стекло, загадки..." (1-е к Коринфянам, 13:12). Во времена Павла стекло практически всегда было мутным, едва пропускавшим…

  • Божественные качества, молитесь за нас?

    Есть такой гимн в слихот. Его часто пропускают, но он есть. Иногда его переделывают, чтобы было "божественные качества, молюсь я...", но получается…