Имян Отчествович Фамильев (nomen_nescio) wrote,
Имян Отчествович Фамильев
nomen_nescio

Спасение жизни - различные аспекты галахи

Тора: Соблюдайте же установления мои и законы мои, исполняя которые, человек живет ими. Я – Господь (Ваикра 18:5).
«Живёт ими» - а не умирает ими (Талмуд, Йома 84а).
Не xоди сплетником в народе своем; не оставайся равнодушным к крови ближнего твоего. Я – Господь (Ваикра 19:16).
Талмуд: Откуда мы знаем, что если человек тонет в реке, или его терзает зверь, или на него нападают разбойники, то его необходимо спасти? Сказано: «Не оставайся равнодушным к крови ближнего твоего». […] А зачем нужен этот стих? Есть же заповедь возвращать человеку потерянное имущество, и тем более нужно охранять жизнь человека, которую он может потерять! Дело в том, что возвращать потерянное имущество заповедано, только если это не связано с расходами, а спасать жизнь надо, не считаясь с расходами (Санѓедрин 73а).
Однако: Спасённый должен возместить спасителю расходы на своё спасение, если у него есть деньги (Рош, Санѓедрин 8:2).
Учили: Если он жив под развалинами – разбирают их в субботу. Это же очевидно! Нет, имеется в виду: даже если он проживёт ещё немного (Йома 85а).
«Если он проживёт ещё немного» - несущественно. Откуда мы это знаем? Сказано: «Если пойдём мы в город – в городе голод, и мы умрём» (Млахим-II 7:4), но ведь они наверняка проживут ещё немного! Значит, «если он проживёт ещё немного» - несущественно (Авода Зара 27б).
Ришоним: Если человек узнал, что неевреи или изменники замышляют против его товарища зло или готовят ему западню, и не предупредил товарища, или же если он знал, что нееврей или разбойник замышляет что-то против его товарища, а он может его отговорить и умилостивить, и не делает этого, и тому подобное – этот человек нарушает заповедь «не оставайся равнодушным к крови ближнего твоего» (Рамбам, Законы убийц и охраны жизни 1:14).

Спасение жизни за счёт имущества другого человека
Талмуд: Сказал рав Ѓуна: Были стога ячменя, принадлежавшие евреям, и в них укрывались филистимские воины, и спросил Давид судей Санѓедрина: Можно ли (сжечь их и) таким образом спасти свою жизнь ценой уничтожения чужого имущества? Сказали ему: Нельзя спасать свою жизнь ценой уничтожения чужого имущества, но ты – царь, а царю закон не писан (Бава Кама 60б).
Ришоним: Если человек находится в смертельной опасности, он может воспользоваться чужим имуществом для того, чтобы спастись, но должен делать это, имея в виду, что впоследствии он возместит ущерб (Шулхан арух, Хошен мишпат 359:4).
Ахароним: Если же у него нет денег, чтобы возместить ущерб, он должен иметь в виду, что если разбогатеет, заплатит (Респонсы Маѓаршама 5:54).
По этой же причине человек, умирающий от голода, может украсть еду, имея в виду, что если достанет денег – заплатит за неё (Респонсы Бет Йеѓуда, Йоре деа 47).
Tags: ѓалаха
Subscribe

  • Леонид Сергеев

    Ах, какая девушка, красивая и стройная, в трамвай влетела бабочкой и села у окна! Ах, какая бабушка седая и румяная, играет с внуком Митенькой на…

  • (no subject)

    Пишут, что Китай запустил гиперзвуковую ракету, которая облетела весь земной шар на низкой орбите и ни одно ПВО её не заметило.…

  • (no subject)

    По моему мнению, если в ближайшие - не дни, а часы - Йоси Бен-Атар не будет уволен нафиг с "Галей Исраэль", эта радиостанция засвидетельствует тем…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 2 comments