Имян Отчествович Фамильев (nomen_nescio) wrote,
Имян Отчествович Фамильев
nomen_nescio

Categories:

Спасение жизни в ѓалахе

Спасение чужой жизни с риском для собственной

Талмуд: Сказал р. Йоханан от имени р. Шимона, сына Йеѓоцадака: Проголосовали и решили на чердаке дома Нитезы в Лоде: Все запреты Торы можно нарушить, чтобы не быть убитым, кроме идолопоклонства, разврата и кровопролития (Санѓедрин 74а).
Двое идут по пустыне, и только у одного из них есть кувшин воды, если будут пить оба – умрут от жажды, если выпьет один из них – дойдёт до жилья. Бен-Патора сказал: Пусть пьют оба, даже если они потом умрут от жажды, и пусть не смотрит один из них на гибель товарища. Сказал ему р. Акива: «И будет жить брат твой с тобой» (Ваикра 25:36) – твоя жизнь важнее жизни другого (Бава Мециа 62а; Торат Коѓаним, Беѓар).
Ахароним: И ясно, что Бен-Патора не требует, чтобы человек отдал воду товарищу, потому что его товарищу тоже нельзя пить эту воду, так как этим он губит другого. Но если в такой ситуации оказались взрослый с ребёнком, воду, конечно, нужно отдать ребёнку, и пусть ребёнок живёт, а взрослый умирает, (так как ребёнок ещё не должен выполнять заповедь «не оставайся равнодушным к крови ближнего твоего», поэтому ему можно пить эту воду) (Минхат хинух 296).
Мнение Бен-Паторы странно: раз невозможно исполнить заповедь «и будет жить брат твой с тобой», человек обязан умертвить себя жаждой? И что толку в том, что он отдаст половину воды товарищу? Но смысл таков: если они поделят воду, то оба проживут какое-то время и, может быть, найдут воду, а если один из них не получит воды, умрёт наверняка (Ѓаамек шеела 129).
Бен-Патора считает, что запрет «не оставайся равнодушным к крови ближнего твоего» отодвигает повеление «и пусть человек живёт ими», поскольку каждому человеку заповедано делать так, чтобы и другой «жил ими», и поэтому нужно отдавать жизнь для спасения ближнего (Сридей эш).
Если человек узнал, что неевреи или изменники замышляют против его товарища зло или готовят ему западню, и не предупредил товарища, или же если он знал, что нееврей или разбойник замышляет что-то против его товарища, а он может его отговорить и умилостивить, и не делает этого, и тому подобное – этот человек нарушает заповедь «не оставайся равнодушным к крови ближнего твоего» (Рамбам, Законы убийц и охраны жизни 1:14).
Р. Ами попался бандитам. Сказал р. Йоханан: Пусть завернётся в саван. Но сказал р. Шимон, сын Лакиша: Или перебью их, или буду убит! Пойду и попытаюсь спасти его. Пошёл, уговорил бандитов и те отпустили р. Ами (Иерсалимский Талмуд, Трумот 8:10).
Ришоним: Человек должен спасать ближнего, даже если это подвергает некоторой опасности его собственную жизнь, например, если товарищ тонет в море. Но если опасность велика, человек не должен спасать ближнего ценой собственной жизни (Респонсы Радбаза 5:218).
Если говорит властитель еврею: «Дай я отрежу у тебя какую-нибудь часть тела, отчего ты не умрёшь, а иначе я убью другого еврея» - как поступить?
Ответ: То, что в этом нет опасности для жизни – это очень сомнительно, потому что видел я человека, которому поцарапали ухо и он истёк кровью до смерти. И даже если в отрезании органа нет опасности для жизни, человек не обязан рисковать своим здоровьем, спасая жизнь другого. Конечно, это благочестивый поступок, и счастлив тот, кто может так поступить, но не каждому это доступно (Респонсы Радбаза 3:627).
Когда речь идет о спасении народа, то вступают в силу другие законы, Эстер подвергает себя опасности, хотя ради спасения другого нет такой обязанности.

Выдача еврея властям

Были галилеяне, о которых прошёл слух, что они убили человека (и их хотели убить). Пришли они к р. Тарфону и сказали: «Спрячь нас!» Сказал он им: «Что же нам делать? Если я вас не спрячу – вас уже видели, если же я вас спрячу – ведь сказали мудрецы: «Злому слуху не доверяют, но проверяют», (а вдруг вы действительно убийцы?) Идите и спрячьтесь сами» (Нида 61а).
Если идолопоклонники говорят нескольким еврейским женщинам: «Выдайте нам одну и мы оскверним её, а иначе мы оскверним всех вас» - пусть все будут осквернены, но не выдадут им еврейскую женщину. Также, если идолопоклонники говорят нескольким евреям: «Выдайте нам одного из вас и мы убьём его, а иначе мы перебьём всех вас» - пусть все погибнут, но не выдадут им еврея на расправу. Если же идолопоклонники потребовали выдать им конкретного еврея на расправу, угрожая иначе перебить всех, то если он виновен в преступлении, караемом смертью, и они выдали его – нет на них вины, но изначально их не учат так поступать. А если тот еврей не был виновен в преступлении, караемом смертью – пусть они все погибнут, но не выдадут идолопоклонникам еврея на расправу (Рамбам, Законы основ Торы 5:5, на основании Тосефта Трумот 7:20, также Шулхан Арух Йоре Деа 157).
Этот закон выражает очень важную основную идею - о ценности человеческой жизни, не позволяющую ее переводить на арифметику. В черновиках Ребе позиция антигитлеровской коалиции во Второй мировой войне связывается с этим законом, война шла за эту ценность.
Tags: ѓалаха
Subscribe

  • Еврейский паровоз для машиниста

    По оценке специалистов по демографии, в 2001 г. в России проживало около 275 тысяч евреев. В 2004 г. - около 250 тысяч. В 2021 - около 150 тысяч.…

  • Свеча памяти

    Сегодня - День снятия блокады. Мама повела меня к монументу памяти блокадников в Иерусалиме, в сквере Сакер. Место выбрано не случайно: напротив…

  • Чтотобудет

    Премьер-министр России поздравил Главного раввина России с Ханукой, официальной телеграммой. Ну это как каждый год, и председатель Госдумы…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 1 comment