Имян Отчествович Фамильев (nomen_nescio) wrote,
Имян Отчествович Фамильев
nomen_nescio

Categories:

Спасение жизни в ѓалахе (окончание)

Может ли человек жертвовать почку для спасения жизни другого?
По вопросу, имеет ли человек право подвергать себя опасности, чтобы спасти жизнь другого, разошлись мнения авторитетов. В Иерусалимском талмуде (Трумот 8:10) сказано, что человек не только имеет право, но обязан подвергать себя опасности, чтобы спасти жизнь другого, и р. Йосеф Каро (Хошен мишпат 426) объясняет, что дело в том, что товарищ находится в безусловной опасности, а он сам – лишь в потенциальной. И так же писал он в «Кесеф мишне», комментарии на Рамбама, Законы убийц и самосохранения 1:14. В респонсах «Хавот Яир», параграф 146, мнение Иерусалимского талмуда признано законом, и так же писал рав Хаим Давид Абулафия в респонсах «Нишмат Хаим», в части исследований, страница 11а. Но в книге «Сефер меирот эйнаим» на вышеуказанное место в «Хошен мишпат» указано, что недаром сам р. Йосеф Каро и р. Моше Иссерлес не внесли этот закон в «Шулхан арух», потому что величайшие авторитеты – Риф, Рамбам и Рош – не привели это место из Иерусалимского талмуда в своих сводах законов. Рабену Йона Геронди в книге «Исур ве-ѓетер», раздел 59, параграф 38, ясно написал, что человек не должен подвергать себя опасности, чтобы спасти жизнь другого. А в респонсах Радбаза 3:627 сказано, что излишне благочестивый человек, подвергающий себя опасности, чтобы спасти жизнь другого – это «безумный праведник», поскольку сохранение его жизни от потенциальной опасности важнее, чем спасение жизни другого от безусловной опасности, как сказано: «И будет жить брат твой с тобой» (Ваикра 25:36) – твоя жизнь важнее жизни другого (Бава Мециа 62а). В респонсах «Яд Элияѓу» 43 говорится, что в вышеприведённом отрывке из Иерусалимского талмуда закон – по мнению р. Йоханана, и не обязательно человеку подвергать себя опасности, и это следует из трактата Санѓедрин 73а и Нида 61а. Так же сказано в «Агудат эзов» 50б, в респонсах Маѓарама Шика, Йоре Деа 155 и в «Имрей Бина», Орах хаим 13:5. Однако в респонсах «Амудей Ор» 95 и в книге «Кли хемда» на главу «Ки теце» опровергаются эти доказательства. По крайней мере, по мнению большинства современных равов практическая галаха соответствует мнению «Исур ве-ѓетер» и Радбаза: человек не должен подвергать себя опасности, чтобы спасти жизнь другого. Так постановили: Виленский гаон в «Элия Раба» 329:8, раби Шнеур-Залман из Ляд в своём «Шулхан арухе» 329:8, «Ѓафлаа» в последнем сборнике на «Эвен ѓа-эзер» 81:12, Нацив в «Ѓаамек шеела» на главу «Реэ» 147:4, Йехиэл-Михл Эпштейн в «Арух ѓа-шулхан» 426, см. также в респонсах «Мишпат коѓен» 143-144, «Гейхал Ицхак», Орах хаим 39 и «Игрот Моше», Йоре деа 145.
На основании всего вышесказанного рав Ицхак Яаков Вайс в респонсах «Минхат Ицхак» 6:103 запретил пересадку почки от здорового человека опасно больному, так как операция подвергает опасности жизнь донора, а также возможно, что в будущем сам этот донор окажется в опасности из-за отсутствия одной почки. Так же рассуждает и рав Элиэзер Йеѓуда Вальденберг в респонсах «Циц Элиэзер» 9:48 на основании вышеприведённых мнений равов и на основании заключения врачей, сказавших ему, что удаление почки может быть связано с опасностью для жизни. Однако он замечает, что если консилиум опытных врачей придёт к заключению, что удаление почки в данных обстоятельствах нисколько не опасно для жизни, то такая пересадка разрешена. Мы же расспросили опытных и Богобоязненных врачей, и они сказали нам, что пересадка почки почти неопасна для донора, и около 99% доноров после операции полностью оправляются. Поэтому в нашем случае не только можно, но и заповедано жертвовать почку, чтобы спасти ближнего от неизбежной смерти. Известно, что Рамбам сказал: Всякий, кто может спасти ближнего и не делает этого – нарушает заповедь «не оставайся равнодушным к крови ближнего твоего» (Рамбам, Законы убийц и самосохранения 1:14), и речь идёт о том, когда человек тонет в реке, или его терзает зверь, или на него нападают разбойники, а во всех этих случаях есть некоторая опасность для спасающего. Значит, человек обязан подвергнуть себя незначительной опасности, чтобы спасти ближнего от неизбежной смерти. Так следует из слов Радбаза 3:625 и 3:218, так написано и в «Агудат эзов» в дополнениях в конце книги, и так постановил «Шулхан арух», Хошен мишпат 426 (Йехаве даат 84).
Tags: ѓалаха
Subscribe

  • Интенсионал и экстенсионал

    "Гарвардский университет и Кембриджский университет находятся в Кембридже" - истинное утверждение, "В Кембридже находятся Гарвардский университет и…

  • (no subject)

    В 1973 г. на Ленфильме был снят фильм "Сломанная подкова" с Юрским и Нееловой. Сценарий написан по мотивам романа Жюля Верна "Драма в Лифляндии". Но…

  • (no subject)

    После капитуляции Сталинграда фюрер сказал генералам: "Возможности окончания кампании на Востоке военным путём более не существует. Это мы должны…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 3 comments