Имян Отчествович Фамильев (nomen_nescio) wrote,
Имян Отчествович Фамильев
nomen_nescio

Ханукальное

Почему же гемара в Шабат 25 не подчёркивает военную победу, а упоминает лишь чудо с маслом?
Потому что это было ЧУДО, ясно вам? Вспомним, когда до этого в последний раз с евреями случалось явное публичное чудо. Теофания на горе Кармель, вызванная пророком Элияѓу - не ближе. Это за 600 лет до Хануки. А теперь представим себе, что мы живём после поражения Великого восстания. И нам говорят: "Разве не очевидно, что Бог вас давно оставил? Что Он расторг завет ещё в вавилонские времена, и что возрождение храма было ошибкой? Вы же сами признаёте, что во Втором храме не было Божественного присутствия и не было чудес. Вот он и разрушен. А теперь - справа по три рысью марш креститься!"
Поэтому мудрецы Талмуда и упорствуют: "Было чудо, было! Бог нас не забыл, не оставил. Чудо - это главное, и мы будем помнить о нём, даже когда разрушен тот храм, что был некогда торжественно освящён, даже когда побеждены те, кто тогда столь славно победили". Последнее чудо. Маленький кувшинчик масла горит восемь дней - последний отблеск света в сгустившейся на два тысячелетия тьме.

См. р.Бенцион Зильбер:
"Возникает вопрос: почему мы так подчёркиваем и выделяем чудо с маслом? Как можно сравнивать значение духовного спасения всего еврейского народа (которое принесла евреям чудесная, не объяснимая с практической точки зрения победа в войне) и возможность на восемь дней ускорить выполнение заповеди зажигания храмового светильника (которую дало чудо с маслом)? Разве это сравнимые по масштабу вещи? Мы, однако, зажигаем свечи в память и о том, и о другом, и, пожалуй, даже с акцентом на масло. Почему?

Маараль из Праги (рабби Йеуда-Лива бар Бецалель, 1512-1609) объясняет это так: есть скрытые чудеса, а есть открытые. Когда происходят скрытые чудеса, всё как будто идёт обычным путём, но присутствует особая помощь Всевышнего. Победа в войне, когда горстка необученных самоотверженных людей победила греческую армию, неизмеримо превосходившую их числом, оснащённостью, профессионализмом, конечно, была чудом. Но это было скрытое чудо. Бывает же иногда, что горстка отчаянных воинов наносит поражение превосходящим силам противника. Открытым чудом это не было. А вот когда масло, которого должно было хватить на сутки, горит восемь дней, — это чудо открытое.
С чем это можно сравнить? Рассказывают, что один художник создал прекрасную картину, но не подписал её. Картина была выставлена, люди восторгались ею и обсуждали: кем она написана? Выдвигали различные предположения, называли различные имена. Художник решил положить конец этим спорам и поставил свою подпись…
Чудо с маслом как бы «поставило печать» на предыдущие события, показало, что победа Маккавеев в войне с греками — чудо от Б-га".
Tags: Ханука
Subscribe

  • (no subject)

    Моя лекция "Повседневный разговорный иврит как отдельный язык". https://www.youtube.com/watch?v=Yxbqiq0DG14

  • (no subject)

    Народ, а какие песни ОБ иврите вы знаете? עברית קשה שפה חולם בספרדית אליעזר בן-יהודה אלף אוהל בית זה בית The language of the Hebrew man А ещё?

  • (no subject)

    Ури Нисан Гнесин. Упражнение в "потоке сознания" на красивом иврите. Давид Фришман. Упражнение в символизме на библейскую тему на библейском же…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 13 comments

  • (no subject)

    Моя лекция "Повседневный разговорный иврит как отдельный язык". https://www.youtube.com/watch?v=Yxbqiq0DG14

  • (no subject)

    Народ, а какие песни ОБ иврите вы знаете? עברית קשה שפה חולם בספרדית אליעזר בן-יהודה אלף אוהל בית זה בית The language of the Hebrew man А ещё?

  • (no subject)

    Ури Нисан Гнесин. Упражнение в "потоке сознания" на красивом иврите. Давид Фришман. Упражнение в символизме на библейскую тему на библейском же…