Имян Отчествович Фамильев (nomen_nescio) wrote,
Имян Отчествович Фамильев
nomen_nescio

С какой стати праздновать бар-мицву?

(немного источников)
Вы спросили меня, откуда мы знаем, что мальчик, которому исполнилось 13 лет и один день, обязан соблюдать заповеди и наказывается Богом и людьми за их несоблюдение? Это устный закон, переданный Моше на Синае вместе с другими законами, как-то: размерами, мерами и весами (Респонсы Рош, 16:1).
«Народ, что Я сотворил Себе, Мою славу расскажут» (Йешаяѓу 43:21): гематрия слова «что» (зу) – тринадцать, в этом намёк на то, что с тринадцати лет мальчик обязан молиться (Орхот хаим, Законы молитвы 73).
Был обычай в Иерусалиме: когда сыну исполняется тринадцать лет, отец приводит его ко всем старейшинам, чтобы они благословили его и помолились о том, чтобы сын учил Тору и делал добрые дела (Софрим 18:5).
Евреи Германии устраивают трапезу в день бар-мицвы мальчика, и это очень радостная трапеза, так как человек благодарит Бога за то, что его сын удостоился исполнять заповеди. Но является ли она заповеданной трапезой? Если она устраивается не в сам день бар-мицвы – вряд ли, однако если на трапезе мальчик толкует Тору и говорит о значении этого события, это несколько похоже на заповеданную трапезу (Ям шель Шломо, Бава кама 7:37).
В отношении празднования бат-мицвы – достижения девочкой совершеннолетия и начала полного соблюдения заповедей – я могу сказать, что ни в коем случае нельзя устраивать его в синагоге, даже ночью, когда не молятся, поскольку бат-мицва – это не заповеданная церемония, а добровольная, а синагога – это не место для добровольных церемоний. […] Если отец хочет отпраздновать это дома, пусть празднует, но не считает это заповедью, а обычным празднованием дня рождения. Моя бы воля, я запретил бы в нашей стране (в Америке) и празднование бар-мицвы мальчиков, так как это не приближает к Торе и заповедям никого, включая самого мальчика, а только приводит во многих случаях к нарушению субботы и других заповедей. Конечно, давний обычай, опирающийся на заповедь, трудно отменить, но по крайней мере вводить новый праздник для девочек, совсем без опоры на заповедь, даже дома не стоило бы, хотя и нет в этом запрета (Респонсы Игрот Моше, Орах хаим 104).
Если большая часть общины хочет праздновать бат-мицвы девочек, рав не должен выражать несогласие с ними, но нужно позаботиться о том, чтобы этот новый обычай действительно послужил укреплению духа Торы и заповедей в сердцах дочерей Израиля (Респонсы Сридей эш 94).

См. также статью Голинкина "Когда надо давать имя девочкам?"
Tags: ѓалаха
Subscribe

  • Налоговое управление Израиля

    Кроме работы в Академии иврита и преподавании на кафедре иврита в колледже Тель-Хай, я ещё "немножко шью" - перевожу и редактирую. С точки зрения же…

  • Леонид Сергеев

    Ах, какая девушка, красивая и стройная, в трамвай влетела бабочкой и села у окна! Ах, какая бабушка седая и румяная, играет с внуком Митенькой на…

  • (no subject)

    Пишут, что Китай запустил гиперзвуковую ракету, которая облетела весь земной шар на низкой орбите и ни одно ПВО её не заметило.…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 5 comments