Имян Отчествович Фамильев (nomen_nescio) wrote,
Имян Отчествович Фамильев
nomen_nescio

Categories:

Немного ѓалахических источников об абортах

И если будут драться люди, и ударит один из ниx беременную женщину, и та выкинет, но не случится несчастья, то его следует наказать, взыскав с него деньги: когда потребует муж той женщины, он заплатит сумму, которую определит суд. Если же случится несчастье, то отдашь душу за душу (Шмот 21:22-23). Септуагинта: …но плод ещё не сформировался, то виновника следует наказать, взыскав с него деньги: когда потребует муж той женщины, он заплатит сумму, которую определит суд. Если же плод уже сформировался, то отдашь душу за душу.
Если у женщины трудные роды, можно разрезать плод и вынуть его по частям, поскольку её жизнь предпочтительнее. Если большая часть ребёнка (или головка – Тосефта Йевамот 9:9) уже снаружи, ему не причиняют вреда, потому что нельзя спасать одну жизнь за счёт другой (Оѓалот 7:6).
Выкидыш на сороковой день и менее не считается ребёнком (Нида 7:3).
Три первых дня после зачатия человек должен молиться о том, чтобы семя не испортилось, от трёх до сорока дней – чтобы родился мальчик, от сорока дней до трёх месяцев – чтобы ребёнок развился как положено, от трёх до шести месяцев – чтобы не было выкидыша, от шести до девяти месяцев – чтобы ребёнок родился благополучно (Брахот 60а).
Некоторые авторитеты нового времени считают, что менее чем через сорок дней после зачатия можно делать аборт (Респонсы Сридей Эш 3:127).
Хотя зародыш в течение первых сорока дней после зачатия считается «просто водой», всё же мы обязаны оберегать его жизнь, поскольку он станет человеком. […] Тора заповедует нам «не оставайся равнодушным к крови ближнего твоего» (Ваикра 19:16), то есть человек обязан спасать жизнь другого человека всеми доступными способами, а это касается и зародыша – и уж тем более нельзя нам самим подвергать опасности его жизнь. Поэтому аборт на любом сроке запрещён (Рав Йеѓуда Унтерман, «О спасении жизни плода», Ноам 6, 1963, стр. 8-9).
Из многих респонсов следует, что если беременная женщина заболела краснухой и по мнению врачей ребёнок может родиться неполноценным или уродом, в течение первых сорока дней беременности можно сделать аборт, поскольку он ещё не считается полноценным плодом (Респонсы Сридей Эш 3:127).
Ни в коем случае нельзя делать аборт из опасения, что краснуха повредит ребёнку, поскольку из-за какого-то опасения нельзя совершать действие, граничащее с убийством. И даже если нам достоверно известно (что бывает очень редко), что ребёнок родится неполноценным или уродом, нельзя делать аборт, поскольку и уродов нельзя убивать. […] Это, конечно, не настоящее убийство, и за него суд не может казнить, но всё же это действие, граничащее с убийством (Рав Йеѓуда Унтерман, «О спасении жизни плода», Ноам 6, 1963, стр. 1).
Стоит принять во внимание и страдания родителей и родственников, видящих, как их чадо мучается и жизнь его ужасна. […] Ребёнок – виновник этих страданий, но сам он этого не понимает. Поэтому можно сказать, что в этих случаях аборт разрешён (Рав Шауль Исраэли, Амуд ѓа-йемини 32).
Когда плод виден? Сумахос от имени р. Меира говорит: Через три месяца, и хотя нет этому доказательства, есть на это намёк: «И вот, через три месяца… вот, она беременна» (Берешит 38:24) (Нида 8б).
Мне кажется, что если есть обоснованное подозрение, что ребёнок родится неполноценным или уродом, можно разрешить аборт до истечения сорока дней после зачатия, и уж во всяком случае не позднее трёх месяцев, при условии, что плод ещё не движется (Респонсы Циц Элиэзер 9:50).
а. Тора запрещает аборт и умерщвление плода, и это преступление, караемое смертью от руки Небес, а в некоторых случаях – смертной казнью по приговору суда.
б. Можно делать аборт, когда жизнь беременной в опасности, но если нет прямой опасности для её жизни, нельзя делать аборт для её излечения.
в. При установлении того, в опасности ли жизнь роженицы, можно полагаться на мнение одного религиозного врача или на независимые заключения двух нерелигиозных.
г. Если ещё не прошли три месяца беременности, можно делать аборт, даже в случае болезни роженицы, неопасной для жизни (Рав Овадья Йосеф, «Прерывание беременности в свете галахи, Асья 1, стр. 94).
Если женщина совершила прелюбодейство и забеременела, но раскаялась в этом, то, несмотря на то, что ребёнок считается мамзером, нельзя делать аборт, поскольку в вопросах жизни, смерти и имущества мамзер ничем не отличается от простого еврея; более того, в Мишне сказано, что мамзер-мудрец предпочтительнее, чем первосвященник-невежда (Ѓорайот 3:8) (Респонсы Хавот Яир 31).
В случае прелюбодеяния, видимо, можно разрешить аборт по следующим соображениям. Поскольку эта женщина совершила прелюбодеяние сознательно, она по закону Торы приговорена к смерти, и хотя суд уже не приговаривает к смерти, такой грешник всё равно является смертником. И хотя после рождения этот ребёнок, хоть и будучи мамзером, приравнивается к обычному еврею и запрещено убивать его, сейчас он ещё часть матери, и если бы это было в нашей власти, мы казнили бы его мать вместе с ним. В Мишне сказано, что если беременная женщина приговорена к смерти, ей не дают родить (Арахин 1:4), и мы видим, что на Небесах не жалеют такого ребёнка и Тора обрекает его на смерть вместе с его матерью, и он как бы уже убит, поэтому в нашем случае можно сделать аборт (Респонсы Шеелат Яавец 1:43).
Это пустые слова, несмотря на то, что сказал их такой великий муж, как рав Яаков Эмден. Ведь человека, совершившего преступление, караемое смертной казнью, казнят только в том случае, если были два подходящих свидетеля преступления, и он был предупреждён, и большинство членов Санѓедрина приговорило его к смерти. А в наше время Санѓедрина нет, и даже если человек совершит преступление, и будут два свидетеля, и он будет предупреждён – он не считается смертником, и убивший его карается так же, как убивший невинного. Так как же можно разрешить убить плод, вся вина которого только в том, что его мать совершила преступление? Пусть Всевышний простит раву Эмдену это заблуждение, и полагаться на его мнение нельзя (Рав Моше Файнштейн, «Об убийстве плода», Сефер зикарон ле-рав Абрамски, 1978, стр. 468-469).
Можно сказать, что разрешение на аборт в случае прелюбодеяния даётся для пользы матери. Ведь она уже раскаялась в своём преступлении, а рождённый от него ребёнок-мамзер будет напоминать ей о нём всегда. […] Это ужасные мучения, и мы должны спасти её от стыда и позора. И по той же причине можно разрешить аборт и замужней женщине, которая была изнасилована, ведь и в этом случае ребёнок-мамзер будет напоминать ей о её несчастье (Респонсы Циц Элиэзер 9, стр. 236).
Tags: ѓалаха
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 8 comments