Имян Отчествович Фамильев (nomen_nescio) wrote,
Имян Отчествович Фамильев
nomen_nescio

Categories:

Мноооого источников о гиюре-1


Описание гиюра
И присоединятся к ним геры, и пристанут к дому Яакова (Йешаяѓу 14:1)
И сказала Рут: "Не проси меня оставить тебя и уйти от тебя, ибо куда ты пойдёшь - туда и я пойду, где ты заночуешь - там и я заночую; твой народ - мой народ и твой Бог - мой Бог. Где ты умрёшь, там и я умру, и там буду похоронена. Так да сделает мне Бог и ещё больше, (если я тебя оставлю), ибо только смерть разлучит нас с тобой!" 18 И увидела, что она упорно желает идти с ней, и перестала говорить с ней (Рут 1:16-18).
Мужчина, сделавший гиюр из-за женщины, и женщина, сделавшая гиюр из-за мужчины, и тот, кто сделал гиюр, желая попасть за царский стол, и тот, кто сделал гиюр, желая (достичь такого же высокого положения, как) рабы Шломо – не геры, говорит р. Нехемья. И ещё говорит р. Нехемья: Сделавшие гиюр из-за львов (люди, которых переселили в землю Израиля ассирийцы и которых убивали львы, потому что они не соблюдали заповеди – Млахим-II 17), из-за снов, в дни Мордехая и Эстер («ибо напал на них страх перед иудеями» – Эстер ) – не геры, если не прошли гиюр так, как проходят его в наше время. Но сказал рав Ицхак, сын Шмуэля, сына Марты, сказал Рав: Закон – по мнению тех, кто считает всех их герами (задним числом). […] Учили мудрецы: Не будут принимать геров во дни Мессии, (потому что они захотят присоединиться к народу Израиля только ради блага, которое дарует Бог евреям в те времена, а не ради соблюдения заповедей). По той же причине не принимали геров ни в дни Давида, ни в дни Шломо (Йевамот 24б).
Сказал рав Ѓуна: Несовершеннолетнего гера окунают по решению суда. Почему? Потому что это благо для него. Но это и так понятно, ведь мы учили, что без ведома человека можно сделать то, что принесёт ему пользу и выгоду, но не то, что причинит ему вред и убытки! Нет, это неочевидно: мы могли бы подумать, что идолопоклоннику приятнее жить без заповедей, (и тогда гиюр – это вред для него), подобно тому, как рабу приятнее без господина, и (рав Ѓуна сообщает нам, что) это относится к совершеннолетнему идолопоклоннику, который уже знает вкус греха, (и ему нельзя делать гиюр насильно), а для несовершеннолетнего заповеди – благо (Ктубот 11а).

Если беременная женщина прошла гиюр, её ребёнок не должен проходить гиюр (Рамбам, Законы запрещённых браков 13:7).
Если приходит человек и желает пройти гиюр, проверяют, не делает ли он это из-за материальной выгоды, или из желания занять высокую должность, или из страха, или желая вступить в брак с евреем или еврейкой. И если таких причин не найдено, рассказывают ему о тяготах и трудностях соблюдения Торы, чтобы он отказался. Если же он не отказывается и соглашается на это, значит, он делает гиюр из любви к Богу, и его принимают, как сказано: «И увидела, что она упорно желает идти с ней, и перестала говорить с ней» (Рут 1:18) (Рамбам, Законы запрещённых браков 13:14)
Учили мудрецы: Если человек желает пройти гиюр в наши дни, ему говорят: Зачем тебе проходить гиюр? Разве ты не знаешь, что евреи в наше время мучаются, терзаются, преследуются и изгоняются, что они страдают? И если он говорит: Я знаю, и я недостоин такой судьбы – принимают его немедленно. Гемара: Зачем? Чтобы он мог отказаться, потому что сказал рав Хелбо: Тяжелы неискренние геры для Израиля, как лишай. Обучают его заповеди о подобранных колосьях, забытых снопах, несжатом крае поля и маасере бедных. Гемара: Зачем? Сказал р. Хия. сын Абы, сказал р. Йоханан: По нееврейскому праву казнят за малейшее воровство и не требуют его возмещения, (и гер, видя бедняков, подбирающих колосья на поле, будет думать, что они воры, и убьёт их). Обучают его некоторым лёгким и некоторым трудным заповедям и рассказывают ему о карах за нарушение заповедей: Знай, что до сих пор ты ел тук (запрещённый в пищу) и нарушал субботу и не подлежал наказанию, а теперь, если ты съешь тук – будешь наказан свыше «истреблением души», если нарушишь субботу – будешь побит камнями! И как рассказывают ему о наказании за нарушение заповедей, так рассказывают о награде за их соблюдение: Знай, что грядущий мир приготовлен для праведников, а в наше время евреи не могут получить всё полагающееся им благо, хотя и всё полагающееся им наказание тоже не получают. И не запугивают его сверх меры, и не выискивают (неискренние побуждения). Гемара: Сказал р. Элазар: Откуда это следует? Нооми сказала Рут: «Запрещено нам выходить за субботний предел!» – «Куда ты пойдёшь, туда и я пойду». «Нам запрещено уединяться с мужчинами, кроме мужа!» – «Где ты заночуешь там и я заночую». «Наш народ должен исполнять шестьсот тринадцать заповедей!» – «Твой народ – мой народ». «Нам запрещено поклоняться идолам!» – «Твой Бог – мой Бог». «Суд казнит нарушителей заповедей четырьмя способами!» – «Как ты умрёшь, так и я умру». «И хоронят их на двух специальных кладбищах!» – «И там буду похоронена». И сказано: «И увидела, что она упорно желает идти с ней, и перестала говорить с ней» (Рут 1:16-18). Если он принял это, его тут же обрезают, а когда поправится – тут же окунают, и при этом над ним стоят два мудреца и рассказывают ему о некоторых лёгких и трудных заповедях. Когда он окунулся и вышел из воды, он становится полноценным евреем. А женщину сажают в воду по шею две женщины, и тогда два мудреца становятся над ней и рассказывают ей о некоторых лёгких и трудных заповедях (Йевамот 47а-б).
«Как житель страны пусть будет у вас пришелец, проживающий среди вас; люби его, как самого себя, ибо пришельцами были вы в стране египетской: Я – Господь, Бог ваш» (Ваикра 19:34). Как житель страны принял всю Тору, так и гер должен принять всю Тору. Отсюда следует: гера, который принял всю Тору, кроме одной заповеди, не принимают. Р. Йосе, сын р. Йеѓуды, говорит: Даже мельчайшее постановление мудрецов (Сифра, Кдошим 8:3)

Как-то раз один нееврей пришёл к Шамаю и спросил: Сколько у вас Тор? Ответил ему: Две, одна Письменная, другая – Устная. Сказал ему: В Письменной Торе я тебе доверяю, а в Устной – не доверяю. Сделай мне гиюр при условии, что ты научишь меня только Письменной Торе! Накричал он на него и выгнал. Пришёл тот к Ѓилелю, и он принял его. В первый день он научил его буквам «алеф, бет, гимел, далет», а во второй день назвал их наоборот. Сказал он ему: А вчера ты меня не так учил! Ответил ему: Значит, в этом ты на меня полагался? Положись на меня и в Устной Торе! Как-то раз другой нееврей пришёл к Шамаю и сказал: Сделай мне гиюр, объяснив всю Тору, пока я буду стоять на одной ноге. Прогнал он его мерным локтем (линейкой длиной в локоть), что был в его руке. Пришёл тот к Ѓилелю, и он принял его и сказал: То, что сам не любишь, ближнему не делай. В этом вся Тора, всё остальное – комментарии. Иди, учись! Как-то раз третий нееврей проходил мимо дома учения и услышал голос учителя, который читал: «А вот одежды, которые сделают (для первосвященника): нагрудник, эфод, плащ, клетчатая рубаха, тюрбан и пояс» (Шмот 28:4). Спросил он: Для кого они? Сказали ему: Для первосвященника. Сказал он себе: Пойду и сделаю гиюр, чтобы меня назначили первосвященником. Пришёл он к Шамаю и сказал: Сделай мне гиюр, чтобы меня назначили первосвященником! Прогнал он его мерным локтем, что был в его руке. Пришёл тот к Ѓилелю, и он принял его и сказал: Разве ставят царём человека, не знающего царских обычаев? Иди и учи наши царские обычаи! Пошёл тот и стал учить Писание. Когда дошёл до «а всякий чужой, приблизившийся (к священнослужению), умрёт» (Бемидбар 1:51), спросил: О ком это? Сказали ему: Даже о Давиде, царе Израиля. Сказал он себе: Евреи названы сыновьями Вездесущего по Его любви к ним, как сказано: «Сын Мой, первенец Мой Израиль» (Шмот 4:22), и всё равно о них сказано: «а всякий чужой, приблизившийся (к священнослужению), умрёт», тем более ничтожный гер, пришедший с посохом и котомкой! Пришёл он к Шамаю и сказал ему: Разве я мог бы стать первосвященником? Ведь сказано: «а всякий чужой, приблизившийся (к священнослужению), умрёт»! (Почему ты мне это не объяснил?) Пришёл к Ѓилелю и сказал ему: Смиренный Ѓилель, да снизойдут на тебя все благословения за то, что ты привёл меня под сень Божественного присутствия! Однажды встретились эти три гера и сказали: Строгость Шамая чуть не сжила нас со света, а смирение Ѓилеля привело нас под сень Божественного присутствия (Шабат 31а).
«А сестра Лотана – Тимна» (Берешит 36:22), «Тимна была наложницей Элифаза» (Берешит 36:11). Тимна была дочерью царей, как сказано: «Князь Лотан» (Берешит 36:29), а князь – это тот же царь, только без короны. Захотела она пройти гиюр, пришла к Авраѓаму, Ицхаку и Яакову, но они не приняли её. Тогда она стала наложницей Элифаза, сына Эсава, брата Яакова, сказав: «Лучше мне быть рабыней у этого народа, чем госпожой у другого», и произошёл от неё Амалек, который причинил много бед евреям. Акакой отсюда вывод? Не надо было им её отталкивать (Санѓедрин 99б).
Почему евреи рассеяны по миру более всех других народов? Чтобы к ним присоединились геры (Псахим 87б).

Беда за бедой придёт к принимающим геров (Йевамот 109б).
Тосафот на это место: Сказал р. Ицхак: Если уговаривают их пройти гиюр или принимают их слишком быстро. Но если они очень хотят сделать гиюр, надо их принять, ведь Авраѓам Ицхак и Яаков были наказаны за то, что не приняли Тимну (Санѓедрин 99б); Йеѓошуа принял Рахав, во дни судей приняли Рут-моавитянку, а Ѓилель Старый принял того, кто сказал: «Сделай мне гиюр, потому что я хочу стать первосвященником», и того, кто сказал: «Сделай мне гиюр, объяснив всю Тору, пока я буду стоять на одной ноге» (Шабат 31а) – потому что он знал, что в конце концов они станут искренними герами, как это впоследствии и случилось.
Кидушин 70б: Тяжелы геры для Израиля, как лишай. Раши: Потому что они небрежно соблюдают заповеди и дурно влияют этим на евреев. Тосафот: Другое объяснение: потому что все евреи в ответе друг за друга, (и им приходится отвечать за небрежное соблюдение заповедей герами), но в трактате Сота, 37б сказано, что на Синае евреи не принимали ответственность за геров. Другое объяснение: потому что Тора многократно предупреждает о запрете ущемлять права гера и обманывать его, а совсем не делать это очень трудно. Другое объяснение: потому что евреи для того рассеяны по миру более всех других народов, чтобы к ним присоединились геры, как сказано в Псахим 87б, (и таким образом геры – причина еврейского рассеяния), но это неправильно, ведь слова «тяжелы геры для Израиля, как лишай» сказаны о том, кто уже прошёл гиюр. А р. Авраѓам-гер объяснил, что геры очень тщательно соблюдают заповеди и на их фоне евреи выглядят грешниками, и вследствие этого Всевышний находит поводы наказать евреев. Ещё объяснение: потому что они смешиваются с евреями, а Всевышний заинтересован в чистоте еврейских семей.

Если не проверили искренность намерений гера или не рассказали ему о заповедях, и он обрезался и окунулся даже в присутствии трёх простых евреев – он гер. Если стало известно, что он прошёл гиюр ради какой-то выгоды, поскольку он обрезался и окунулся – он наверняка уже не нееврей, но в его еврействе мы сомневаемся, пока не станет ясна его праведность. Если гер снова стал служить идолам – он еврей-грешник (Рамбам, Законы запрещённых браков 13:17).

Процесс гиюра:
Талмуд: Учили мудрецы: Гер, который обрезался, но не окунулся – гер, говорит р. Элиэзер, потому что наши праотцы (при даровании Торы) обрезались, но не окунались. Окунулся, но не обрезался – гер, говорит р. Йеѓошуа, потому что наши праматери (при даровании Торы) окунались, но не обрезались. А мудрецы говорят: Не считается гером, пока не обрежется и не окунётся. […] Р. Йеѓошуа считает, что праотцы тоже окунались. Откуда это следует? Может быть, из сказанного (при даровании Торы): «Иди к народу и освяти их сегодня и завтра, и пусть прополощут свои одежды» (Шмот 19:10), и если (при таком очищении от нечистоты), когда не требуется полоскание одежд, требуется окунание, то если требуется полоскание одежд – тем более требуется окунание? А может быть, (праотцам просто нужно было) почистить одежду? Нет, это следует из другого места: «И взял Моше кровь и окропил народ» (Шмот 24:8), а мы знаем, что не бывает кропления кровью без предшествующего очищения. А откуда р. Йеѓошуа знает, что праматери окунались? Это логический вывод: (если не окунание, то) какое же действие привело их под сень Божественного присутствия? Сказал р. Хия, сын Абы, сказал р. Йоханан: Никто не является гером, пока не обрежется и не окунётся. […] Сказал Раба: Была история с р. Хией, сыном Раби, а рав Йосеф говорил – с р. Ошайей, сыном Раби, а рав Сафра говорил – с р. Ошайей, сыном р. Хии: пришёл к нему гер, который обрезался, но не окунулся, и сказал тот ему: Останься здесь до завтра, и мы окунём тебя. Из этой истории следуют три вывода: во-первых, гиюр проходят в присутствии трёх евреев, во-вторых, он не является гером, пока не обрежется и не окунётся, в-третьих, не окунают гера ночью. А может быть, отсюда следует ещё, что для гиюра требуются три мудреца, (а не просто три еврея)? Нет, мудрецы оказались там случайно, (и можно было бы удовольствоваться любыми тремя евреями). Сказал р. Хия, сын Абы, сказал р. Йоханан: Гиюр проходят в присутствии трёх евреев, потому что сказано: «Один суд будет для вас и для гера» (Бемидбар 15:16), (а суд осуществляют не менее чем втроём). Учили мудрецы: Если человек пришёл и сказал: «Я гер» – принимаем ли его? Сказано: «И если гер станет гером с тобой» (Ваикра 19:33) – его гиюр должен произойти «с тобой». А из какого места Писания следует, что если он пришёл вместе со свидетелями своего гиюра, (то мы его принимаем)? […] А разве это должно следовать из Писания? Это же очевидно! Сказал рав Шешет: Мы могли бы подумать, что если они назвали конкретный суд, в котором он прошёл гиюр, мы не должны верить им в этом, (может быть, они выдумали его), но Писание доказывает, что им надо верить. […] Мудрецы говорят: И в земле Израиля, и вне её он должен привести доказательства своего гиюра. А почему же тогда сказано «в вашей стране» (Ваикра 19:22)? Мы могли бы подумать, что в земле Израиля не принимают геров из опасения, что (их гиюр неискренний и) они соблазнились благом земли Израиля, и даже в наше время, (после разрушения Храма), когда нет блага в земле Израиля, есть «дары беднякам» – подобранные колосья, забытые снопы, несжатый край поля и маасер бедных, (отделяемые только в земле Израиля). Поэтому Писание говорит, что и «в нашей стране» можно принимать геров (Йевамот 46б-47а).

Три действия совершили евреи, вступая в завет (на Синае): обрезание, окунание и жертвоприношение. Обрезание они сделали в Египте, как сказано: «И никакой необрезанный не может есть (пасхальную жертву)» (Шмот 12:48). Учитель наш Моше обрезал их, потому что все евреи забросили обрезание, кроме колена Леви, о котором сказано: «и завет Твой хранили» (Дварим 33:9). Окунание было в пустыне перед дарованием Торы, как сказано: «и освяти их сегодня и завтра, и пусть прополощут свои одежды» (Шмот 19:10). А жертвоприношение – как сказано: «И послал юношей из сынов Израиля, и они вознесли всесожжения» (Шмот 24:5) за весь Израиль. И также во всех поколениях, если нееврей захочет вступить в завет, прийти под сень Божественного присутствия и принять иго Торы, он должен обрезаться, окунуться и принести жертву, а женщина – только окунуться и принести жертву, как сказано: «Как вы, так и гер» (Бемидбар 15:15), как вы посредством обрезания, окунания и жертвоприношения, так и гер – посредством обрезания, окунания и жертвоприношения. А какую жертву должен принести гер? Жертву всесожжения из скота, или двух голубей, или двух горлиц. А в наше время, когда нет жертвоприношений, должен обрезаться и окунуться, а когда будет отстроен Храм – принесёт жертву (Рамбам, Законы запрещённых браков 13:1-5).

В сущности, многое из этого есть в "Гиюр - путь в еврейство" и в других русскоязычных книгах.
Tags: ѓалаха
Subscribe

  • Две хорошие израильские новости

    Первые грузовые суда зашли в два новых морских порта - возле Ашдода и возле Хайфы. * Израиль принят наблюдателем в Африканский союз.

  • Статистика ковида по Израилю за месяц

    Данные Минздрава Израиля, на иврите, но это неважно. Верхний ряд, справа налево: новые носители; процент заражённых среди проверенных; тяжелобольные.…

  • (без темы)

    Очень полезным министром оказался Исауи Фрейдж, араб из Кфар-Касема, МЕРЕЦ, министр регионального сотрудничества. Он организовал встречу наших…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 2 comments