Имян Отчествович Фамильев (nomen_nescio) wrote,
Имян Отчествович Фамильев
nomen_nescio

Categories:

Некоторые добавления к книге Эстер, имеющиеся в Септуагинте

На тот случай, если кто их забыл. Еврейский источник.
Говорят, что они отразились в мидраше Эстер Раба.

(в синодальном переводе)

1:1 [Во второй год царствования Артаксеркса великого, в первый день месяцаНисана, сон видел Мардохей, сын Иаиров, Семеев, Кисеев, из коленаВениаминова, Иудеянин, живший в городе Сузах, человек великий,служивший при царском дворце. Он был из пленников, которыхНавуходоносор, царь Вавилонский, взял в плен из Иерусалима с Иехониею,царем Иудейским. Сон же его такой: вот ужасный шум, гром иземлетрясение и смятение на земле; и вот, вышли два больших змея,готовые драться друг с другом; и велик был вой их, и по вою их всенароды приготовились к войне, чтобы поразить народ праведных; и вот -день тьмы и мрака, скорбь и стеснение, страдание и смятение великое наземле; и смутился весь народ праведных, опасаясь бед себе, иприготовились они погибнуть и стали взывать к Господу; от вопля их произошла, как бы от малого источника, великая река с множеством воды;и воссиял свет и солнце, и вознеслись смиренные и истребили тщеславных.- Мардохей, пробудившись после этого сновидения, изображавшего,что' Бог хотел совершить, содержал этот сон в сердце и желал уразуметьего во всех частях его, до ночи. И пребывал Мардохей во дворце вместе с Гавафою и Фаррою, двумя царскими евнухами, оберегавшими дворец, иуслышал разговоры их и разведал замыслы их и узнал, что они готовятся наложить руки на царя Артаксеркса, и донес о них царю; а царь пыталэтих двух евнухов, и, когда они сознались, были казнены. Царь записалэто событие на память, и Мардохей записал об этом событии. И приказалцарь Мардохею служить во дворце и дал ему подарки за это. При царе жебыл тогда знатен Аман, сын Амадафов, Вугеянин, и старался он причинить зло Мардохею и народу его за двух евнухов царских.]

3:13 [Вот список с этого письма: великий царь Артаксеркс начальствующим отИндии до Ефиопии над ста двадцатью семью областями и подчиненным имнаместникам. Царствуя над многими народами и властвуя над всеювселенною, я хотел, не превозносясь гордостью власти, но управляявсегда кротко и тихо, сделать жизнь подданных постоянно безмятежною и,соблюдая царство свое мирным и удобопроходимым до пределов его,восстановить желаемый для всех людей мир. Когда же я спросил советников, каким бы образом привести это в исполнение, то отличающийсяу нас мудростью и пользующийся неизменным благоволением, идоказавший твердую верность, и получивший вторую честь по царе, Аманобъяснил нам, что во всех племенах вселенной замешался один враждебныйнарод, по законам своим противный всякому народу, постоянно пренебрегающий царскими повелениями, дабы не благоустроялось безукоризненно совершаемое нами соуправление. Итак, узнав, что одинтолько этот народ всегда противится всякому человеку, ведет образ жизни, чуждый законам, и, противясь нашим действиям, совершае твеличайшие злодеяния, чтобы царство наше не достиглоблагосостояния, мы повелели указанных вам в грамотах Амана,поставленного над делами и второго отца нашего, всех с женами и детьми всецело истребить вражескими мечами, без всякого сожаления и пощады, в тринадцатый день двенадцатого месяца Адара настоящего года, чтобы эти ипрежде и теперь враждебные люди, быв в один день насильно низвергнуты в преисподнюю, не препятствовали нам в последующее времяпроводить жизнь мирно и безмятежно до конца.]

4:17 [И молился он Господу, воспоминая все дела Господни, и говорил:Господи, Господи, Царю, Вседержителю! Все в Твоей власти, и нетпротивящегося Тебе, когда Ты захочешь спасти Израиля; Ты сотворил небои землю и все дивное в поднебесной; Ты - Господь всех, и нет такого,кто воспротивился бы Тебе, Господу. Ты знаешь всё; Ты знаешь, Господи,что не для обиды и не по гордости и не по тщеславию я делал это, что непоклонялся тщеславному Аману, ибо я охотно стал бы лобызать следы ногего для спасения Израиля; но я делал это для того, чтобы не воздатьславы человеку выше славы Божией и не поклоняться никому, кроме Тебя,Господа моего, и я не стану делать этого по гордости. И ныне, ГосподиБоже, Царю, Боже Авраамов, пощади народ Твой; ибо замышляют нампогибель и хотят истребить изначальное наследие Твое; не презридостояния Твоего, которое Ты избавил для Себя из земли Египетской;услышь молитву мою и умилосердись над наследием Твоим и обратисетование наше в веселие, дабы мы, живя, воспевали имя Твое, Господи, ине погуби уст, прославляющих Тебя, Господи. И все Израильтяне взывали всеми силами своими, потому что смерть их былапред глазами их. И царица Есфирь прибегла к Господу, объятая смертноюгорестью, и, сняв одежды славы своей, облеклась в одежды скорби исетования, и, вместо многоценных мастей, пеплом и прахом посыпалаголову свою, и весьма изнурила тело свое, и всякое место, украшаемое ввеселии ее, покрыла распущенными волосами своими, и молилась ГосподуБогу Израилеву, говоря: Господи мой! Ты один Царь наш; помоги мне,одинокой и не имеющей помощника, кроме Тебя; ибо беда моя близ меня. Яслышала, Господи, от отца моего, в родном колене моем, что Ты, Господи,избрал себе Израиля из всех народов и отцов наших из всех предков их в наследие вечное, и сделал для них то, о чем говорил им. И ныне мы согрешили пред Тобою, и предал Ты нас в руки врагов наших за то, что мыславили богов их: праведен Ты, Господи! А ныне они не удовольствовались горьким рабством нашим, но положили руки свои в руки идолов своих,чтобы ниспровергнуть заповедь уст Твоих, и истребить наследие Твое, изаградить уста воспевающих Тебя, и погасить славу храма Твоего и жертвенника Твоего, и отверзть уста народов на прославление тщетных богов, и царю плотскому величаться вовек. Не предай, Господи, скипетра Твоего богамнесуществующим, и пусть не радуются падению нашему, но обрати замыселих на них самих: наветника же против нас предай позору. Помяни,Господи, яви Себя нам во время скорби нашей и дай мне мужество. Царь богов и Владыка всякого начальства! даруй устам моим слово благоприятное пред этим львом и исполни сердце его ненавистью к преследующему нас, на погибель ему и единомышленникам его; нас же избавь рукою Твоею и помоги мне, одинокой и не имеющей помощника, кромеТебя, Господи. Ты имеешь ведение всего и знаешь, что я ненавижу славубеззаконных и гнушаюсь ложа необрезанных и всякого иноплеменника; Тызнаешь необходимость мою, что я гнушаюсь знака гордости моей, который бывает на голове моей во дни появления моего, гнушаюсь его, как одежды,оскверненной кровью, и не ношу его во дни уединения моего. И не вкушала раба Твоя от трапезы Амана и не дорожила пиром царским, и не пила вина идоложертвенного, и не веселилась раба Твоя со дня перемены судьбымоей доныне, кроме как о Тебе, Господи Боже Авраамов. Боже, имеющий силу над всеми! услышь голос безнадежных, и спаси нас от руки злоумышляющих, и избавь меня от страха моего.]

5:1-2 [перестав молиться, сняла одежды сетования и] оделась по-царски, [и сделавшись великолепною, призывая всевидца Бога и Спасителя, взяла двух служанок, и на одну опиралась, как бы предавшись неге, а другая следовала за нею, поддерживая одеяние ее. Она была прекрасна во цвете красоты своей, и лице ее радостно, как бы исполненное любви, но сердце ее было стеснено от страха]. И стала она на внутреннем дворе царского дома, перед домом царя; царь же сидел тогда на царском престоле своем, в царском доме, прямо против входа в дом, [облеченный во все одеяние величия своего, весь в золоте и драгоценных камнях, и был весьма страшен]. Когда царь увидел царицу Есфирь, стоящую на дворе, она нашла милость в глазах его. [Обратив лице свое, пламеневшее славою, он взглянул с сильным гневом; и царица упала духом и изменилась в лице своем от ослабления и склонилась на голову служанки, которая сопровождала ее. И изменил Бог дух царя на кротость, и поспешно встал он с престола своего и принял ее в объятия свои, пока она не пришла в себя. Потом он утешил ее ласковыми словами, сказав ей: что тебе, Есфирь? Я - брат твой; ободрись, не умрешь, ибо наше владычество общее; подойди.]
2 И простер царь к Есфири золотой скипетр, который был в руке его, и подошла Есфирь и коснулась конца скипетра, [и положил царь скипетр на шею ее и поцеловал ее и сказал: говори мне. И сказала она: я видела в тебе, господин, как бы Ангела Божия, и смутилось сердце мое от страха пред славою твоею, ибо дивен ты, господин, и лице твое исполнено благодати. - Но во время беседы она упала от ослабления; и царь смутился, и все слуги его утешали ее].

6:13 И пересказал Аман Зереши, жене своей, и всем друзьям своим все, что случилось с ним. И сказали ему мудрецы его и Зерешь, жена его: если из племени Иудеев Мардохей, из-за которого ты начал падать, то не пересилишь его, а наверно падешь пред ним, [ибо с ним Бог живый].

8:10 [Список с этого указа следующий: великий царь Артаксеркс начальствующим от Индии до Ефиопии над ста двадцатью семью областями и властителям, доброжелательствующим нам, радоваться. Многие, по чрезвычайной доброте благодетелей щедро награждаемые почестями, чрезмерно возгордились и не только подданным нашим ищут причинить зло, но, не могши насытить гордость, покушаются строить козни самим благодетелям своим, не только теряют чувство человеческой признательности, но, кичась надменностью безумных, преступно думают избежать суда всё и всегда видящего Бога. Но часто и многие, будучи облечены властью, чтоб устроять дела доверивших им друзей, своим убеждением делают их виновниками пролития невинной крови и подвергают неисправимым бедствиям, хитросплетением коварной лжи обманывая непорочное благомыслие державных. Это можно видеть не столько из древних историй, как мы сказали, сколько из дел, преступно совершаемых пред вами злобою недостойно властвующих. Посему нужно озаботиться на последующее время, чтобы нам устроить царство безмятежным для всех людей в мире, не допуская изменений, но представляющиеся дела обсуждая с надлежащей предусмотрительностью. Так Аман Амадафов, Македонянин, поистине чуждый персидской крови и весьма далекий от нашей благости, быв принят у нас гостем, удостоился благосклонности, которую мы имеем ко всякому народу, настолько, что был провозглашен нашим отцом и почитаем всеми, представляя второе лицо при царском престоле; но, не умерив гордости, замышлял лишить нас власти и души, а нашего спасителя и всегдашнего благодетеля Мардохея и непорочную общницу царства Есфирь, со всем народом их, домогался разнообразными коварными мерами погубить. Таким образом он думал сделать нас безлюдными, а державу Персидскую передать Македонянам. Мы же находим Иудеев, осужденных этим злодеем на истребление, не зловредными, а живущими по справедливейшим законам, сынами Вышнего, величайшего живаго Бога, даровавшего нам и предкам нашим царство в самом лучшем состоянии. Посему вы хорошо сделаете, не приводя в исполнение грамот, посланных Аманом Амадафовым; ибо он, совершивший это, при воротах Сузских повешен со всем домом, по воле владычествующего всем Бога, воздавшего ему скоро достойный суд. Список же с этого указа выставив на всяком месте открыто, оставьте Иудеев пользоваться своими законами и содействуйте им, чтобы восстававшим на них во время скорби они могли отмстить [поскольку далее говорится, что спасению иудеев нужно радоваться, а значит, в назначенный день никто с иудеями воевать не пойдёт!] в тринадцатый день двенадцатого месяца Адара, в самый тот день. Ибо владычествующий над всем Бог, вместо погибели избранного рода, устроил им такую радость. И вы [видимо, все, а не только иудеи], в числе именитых праздников ваших, проводите сей знаменитый день со всем весельем, дабы и ныне и после памятно было спасение для нас и для благорасположенных к нам Персов и погубление строивших нам козни. Всякий город или область вообще, которая не исполнит сего, нещадно опустошится мечом и огнем и сделается не только необитаемою для людей, но и для зверей и птиц навсегда отвратительною.]

10:2 [И сказал Мардохей: от Бога было это, ибо я вспомнил сон, который я видел о сих событиях; не осталось в нем ничего неисполнившимся. Малый источник сделался рекою, и был свет и солнце и множество воды: эта река есть Есфирь, которую взял себе в жену царь и сделал царицею. А два змея - это я и Аман; народы - это собравшиеся истребить имя Иудеев; а народ мой - это Израильтяне, воззвавшие к Богу и спасенные. И спас Господь народ Свой, и избавил нас Господь от всех сих зол, и совершил Бог знамения и чудеса великие, какие не бывали между язычниками. Так устроил Бог два жребия: один для народа Божия, а другой для всех язычников, и вышли эти два жребия в час и время и в день суда пред Богом и всеми язычниками. И вспомнил Господь о народе Своем и оправдал наследие Свое. И будут праздноваться эти дни месяца Адара, в четырнадцатый и пятнадцатый день этого месяца, с торжеством и радостью и весельем пред Богом, в роды вечные, в народе Его Израиле.
В четвертый год царствования Птоломея и Клеопатры Досифей, который, говорят, был священником и левитом, и Птоломей, сын его, принесли в Александрию это послание о Пуриме, которое, говорят, истолковал Лисимах, сын Птоломея, бывший в Иерусалиме.]
Tags: Пурим, Эстер
Subscribe

  • (no subject)

    Фотографии Палестины с воздуха, 1930-е гг. Обратите внимание на размеры кибуцев, построенных по модели "стена и башня". Ссылка.…

  • Бакшиш

    Бен-Йеѓуда в автобиографии подробно описывает систему взяток, на которой держалось всё османское управление, и свидетельствует, что существенная…

  • Молодые репатрианты едут в Палестину. Берлин, 1938 г.

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 26 comments

  • (no subject)

    Фотографии Палестины с воздуха, 1930-е гг. Обратите внимание на размеры кибуцев, построенных по модели "стена и башня". Ссылка.…

  • Бакшиш

    Бен-Йеѓуда в автобиографии подробно описывает систему взяток, на которой держалось всё османское управление, и свидетельствует, что существенная…

  • Молодые репатрианты едут в Палестину. Берлин, 1938 г.