Имян Отчествович Фамильев (nomen_nescio) wrote,
Имян Отчествович Фамильев
nomen_nescio

Category:

Кто выдумал מעשה אבות סימן לבנים?

А знаете ли вы, что фраза מעשה אבות סימן לבנים в таком дословно виде впервые появляется у ахроним - в Пней Йеѓошуа (Ктубот 112а) и в Шеелат Яавец (1:75)? В народ она, видимо, проникло из Шней лухот ѓа-брит, Ваишлах 6.
Самый ранний источник слов סימן לבנים в еврейских источниках - это Тосефта Сота 8:6 и Бавли Сота 34а. Там говорится о камнях, которые поставили священники в Иордане, когда народ переходил его в дни Йеѓошуа (Йеошуа 4:1-9) - סימן לבנים שעברו אבות את הירדן. Знак в буквальном смысле, памятный знак, а не знамение.
База данных Академии языка иврит (содержащая всё написанное на иврите до XII в.) этой фразы ни в каком виде не знает.
Сама мысль о том, что деяния праотцов проторили дорогу для их потомков, встречается уже в ранних мидрашах (хотя бы Берешит раба 60:6), см. Раши на Берешит 24:22. Но без знакомой нам чеканной формулировки! Рамбан на Берешит 12:6 приводит эту идею, ссылаясь на Танхума Лех леха 9 и приводя фразу в виде כל שאירע לאבות סימן לבנים (спасибо levimem). (Однако в этом месте Танхума Варша написано כל מה שאירע לו אירע לבניו). А слова סימן לבנים приведены в Танхуме Мецора 9: שטומאת אשה סימן לבנים הוא, нечистота женщины - это признак её фертильности.

Upd. בן-ציון פישלר, "מעשה אבות סימן לבנים - גלגולה של אמרה". סיני קלא (תשסג), עז-צו
Tags: иврит, талмудическое
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 62 comments