Имян Отчествович Фамильев (nomen_nescio) wrote,
Имян Отчествович Фамильев
nomen_nescio

Category:

Пророк Ирмеяѓу как пораженец и подстрекатель?

Урок рава Яакова Медана, главы ешивы Ѓар Эцион (плос материалы урока Йоси Элицура из колледжа Ѓерцог при этой ешиве)

Как известно, пророк Ирмеяѓу многократно призывал народ Иудеи к раскаянию, а начиная с 4 года правления царя Йеѓоякима обещал народу порабощение его Вавилоном: не хотели служить Господу - будете служить царю Вавилона (25 глава Ирмеяѓу). Более того: он призывал царя Цидкияѓу сдать город:
(17) И Йирмейау сказал Цидкийау: так сказал Г-сподь Б-г Ц-ваот, Б-г Йисраэйлев: если ты выйдешь к сановникам царя Бавэльского, то жива будет душа твоя, и не будет город этот сожжен огнем, и будешь жить ты и дом твой. (18) А если не выйдешь ты к сановникам царя Бавэльского, то предан будет город этот в руки Касдим, и сожгут они его огнем, и ты не спасешься от рук их (глава 38, http://toraonline.ru/neviim/yermiyahu.htm).
А когда царь не внял -
(1) И слышали Шефатйа, сын Маттана, и Гедалйау, сын Пашхура, и Йухал, сын Шэлэмйау, и Пашхур, сын Малкийа, те слова, что говорил Йирмейау всему народу, сказав: (2) Так сказал Г-сподь: тот, кто останется в этом городе, умрет от меча, от голода и от мора, а тот, кто выйдет к Касдим, останется жив, и добычей ему будет душа его; и будет он жить. (3) Так сказал Г-сподь: город этот непременно предан будет в руки войска царя Бавэльского, и он захватит его. (4) И сказали сановники царю: да будет этот человек предан смерти, ибо лишает он сил руки воинов, оставшихся в этом городе, и руки всего народа, произнося пред ними подобные речи; ибо этот человек желает этому народу не благополучия, а бедствия. (5) И сказал царь Цидкийау: вот, он – в ваших руках, ибо царь ничего не может сделать вопреки вам. (6) И взяли Йирмейау, и бросили его в яму Малкийау, сына царя, которая была во дворе стражи, и спустили Йирмейау на веревках; а в яме той не было воды, а лишь тина; и погрузился Йирмейау в тину (глава 38).
Ирмеяѓу прямо призывает воинов перебежать к противнику, оставив посты. Разве не правы были сановники, требовавшие его смерти по законам военного времени? И разве не прав был вот этот человек:
(13) И (когда) был он у ворот Бинйаминовых, то начальник стражи по имени Ирийа, сын Шэлэмйа, сына Хананйа, схватил там Йирмейау, пророка, сказав: вот, ты (хочешь) перебежать к Касдим! (глава 37)
После взятия города эти обвинения, казалось бы, подтвердились:
(11) А об Йирмейау Невухадрэццар, царь Бавэльский, так приказал Невузарадану, начальнику телохранителей: (12) Возьми его и присмотри за ним, и не причиняй ему никакого зла, а поступай с ним так, как он скажет тебе (глава 39).
(4) А ныне вот, я освобождаю тебя сегодня от цепей, что на руках твоих. Если захочешь идти со мною в Бавэл, иди, а я позабочусь о тебе, а если не хочешь идти со мной в Бавэл, то не ходи. Смотри, вся страна пред тобою: куда тебе хочется, и куда считаешь нужным, туда и иди (глава 40).

Поведение Ирмеяѓу вызывает два вопроса: 1) Имеет ли право пророк призывать царя независимой Иудеи покориться чужеземному гнёту? 2) Имеет ли пророк право обращаться через голову царя к рядовым солдатам, призывая их дезертировать и открыть фронт, обрекая Иерусалим на разрушение?

Заострим первый вопрос. Иерусалим уже бывал в осаде. Так, в дни царя Хизкияѓу его осаждал Санхерив, и тогда, по словам мидраша (Санѓедрин 26а), происходило следующее. Премьер-министр Шевна с 13 тысячами сторонников хотел сдать город, а царь Хизкияѓу с 11 тысячами не хотел. Тогда Шевна написал письмо Санхериву и послал его со стрелой: "Шевна и его сторонники хотят мира, а Хизкияѓу и его сторонники не хотят". Шевна подбил их выйти из города, и Санхерив ждал огромную армию перебежчиков. Но ангел Гавриэль закрыл за ним дверь в стене, и они не вышли. Тогда Санхерив казнил Шевну страшной казнью. Пророк Йешаяѓу порицает заговорщика Шевну:
(10) Держите совет, но он расстроится; изрекайте решение, но оно не состоится, ибо с нами Б-г! (11) Ибо так сказал мне Г-сподь силою руки (пророчества), предостерегая меня, чтобы не следовать путем этого народа, говоря: (12) "Не считайте заговором всего того, что этот народ считает заговором; и не бойтесь того, чего он боится; и не страшитесь. Г-спода Ц-ваота, – (13) Его святите, и Он – страх ваш, и Он даст вам силу! (глава 8)
(15) Так сказал Г-сподь, Б-г Ц-ваот: ступай, иди к этому царедворцу, к Шэвне, который ведает (царским) домом. (16) Что здесь у тебя и кто здесь у тебя, что ты высек себе здесь гробницу? Он высекает себе гробницу на возвышенности и обиталище вырубает себе в скале. (17) Вот, Г-сподь швырнет тебя богатырским броском и взовьет тебя (вихрем). (18) Он совьет тебя в клубок, (покатит) как шар в землю обширную; ты умрешь там, и там будут колесницы славы твоей, (о), позорище дома господина твоего! (19) И столкну Я тебя с места твоего, и низложен будешь с сана твоего. (глава 22)

Так вот: почему Шевна был неправ, а Ирмеяѓу в схожих обстоятельствах - прав?
Более того: по другому мидрашу, рабан Йоханан бен Закай тоже сообщался с Веспасианом посредством писем на стрелах и тоже вышел из города... Почему Шевна неправ, а рабан Йоханан бен Закай - прав?
На этот вопрос можно ответить. Когда у народа есть надежда, пророк передаёт волю Бога и призывает сопротивляться. Когда же надежды нет - он передаёт волю Бога и призывает спасаться. А когда есть надежда? Когда народ готов служить Богу. Пока народ не сбросил ярмо Бога - Он не даст никому другому возложить на евреев ярмо. Когда же народ Богу служить не желает, Он обрекает его служить земным царям, и сопротивление бесполезно, даже вредно, так как обличает бунтарство против двух владык - земного и небесного. Отныне законный владыка евреев по Божьей воле - царь Вавилона:
(4) И накажи им сказать государям их: так сказал Г-сподь Ц-ваот, Б-г Йисраэйлев: вот что скажите государям своим: (5) Я сотворил землю и человека, и скот, что на земле, великим могуществом Моим и простертою рукою Моею; и Я отдал ее тому, кто достоин этого в глазах Моих. (6) А ныне Я отдал все земли эти в руку Невухаднэццара, царя Бавэльского, раба Моего; а тажке зверей полевых отдал Я ему, чтобы были они ему подвластны. (27 глава, знаменитое пророчество с деревянным ярмом)

И всё-таки: почему через голову царя прямо к солдатам? Так на фронте не поступают!
Рав Медан даёт такой ответ.
Когда это происходило? Где-то в середине последней осады Иерусалима, продолжавшейся полтора года, с 10 тевета по 9 тамуза. В это время коалиция ближневосточных государств против Вавилона уже рассыпалась, все союзники изменили Иудее. Египет на помощь не пришёл - точнее, пришёл через год после начала осады, вавилоняне временно сняли её (тогда Ирмеяѓу и вышел покупать поле), но потом египтяне ушли обратно и вавилоняне вернулись. Последние полгода осады надеяться было решительно не на что - ни со стратегической, ни с тактической точки времени. Почему не сдали город?
Посмотрим книгу Йехезкеля. Он находится в Вавилоне и пророчествует о происходящем в Иудее:
(10) Скажи им: так сказал Г-сподь Б-г князю – прорицание это в Йерушалаиме и всему дому Йисраэйля, (всем) принадлежащим ему. (11) Скажи: "Я – знамение для вас: что я сделал, то сделано будет с ними – в изгнание, в плен пойдут они. (12) И князь, что среди них, на плечо поднимет и выйдет во тьме; стену подкопают они, чтобы вывести (его) сквозь нее; лицо свое покроет, чтобы не видел он глазами этой земли". (13) И расставлю сеть Мою на него, и он будет пойман в тенета Мои, и Я отведу его в Бавель, в землю Касдим; и ее не увидит, и там умрет (глава 12).
"Князь" - это Цидкияѓу, которого Йехезкель не признаёт законным царём: это он не увидит Вавилона, потому что его ослепят. Чтобы вывести его из города, подкапывают стену. Как Цидкияѓу вышел из города?
(4) И было, когда Цидкийау, царь Йеудейский, и все воины увидели их, то бежали и вышли ночью из города через царский сад воротами, что между двумя стенами; и вышел он через Араву. (5) И погналось за ними войско Касдим; и настигли Цидкийау на равнине Иерихонской, и взяли его, и привели к Невухадрэццару, царю Бавэльскому, в Ривлу, в страну Хамат; и вынес ему (царь) приговор. (6) И зарезал царь Бавэльский сыновей Цидкийау на глазах у него в Ривле; и всех знатных Йеудеи зарезал царь Бавэльский; (7) А Цидкийау он выколол глаза и заковал его в оковы, чтобы отвести его в Бавэл (глава 39).
А мидраш Псикта рабати 26:67 и по стопам его Раши на Млахим-II 25:4 рассказывают, что Цидкияѓу бежал по туннелю, ведущему из Иерусалима в степи Йерихо. Обратите внимание: не "до Йерихо", как обычно понимают, а "по направлению к Йерихо". Что это за туннель? Вероятнее всего, это Силоамский туннель - "никбат Шилоах", который выкопал ещё Хизкияѓу за 150 лет до этого:
(9) И увидели вы, что много проломов в (стенах) города Давида, и вы собирали воды в нижний водоем; (10) И пересчитали вы дома Йерушалаима, и разрушили вы те дома, чтобы укрепить стену; (11) И устроили вы хранилище между двумя стенами (города) для вод древнего водоема... (Йешаяѓу, глава 22, см. также Млахим-II 20:20)

Во время осады этот туннель был засыпан, чтобы по нему не пробрались враги: слишком многие узнали о нём за 150 лет. И вот, через год после начала осады Иерусалима, когда надежды уже нет, царь и сановники подкапывают стену - восстанавливают этот туннель, через который позже и уйдут. А воины в это время умирают за них на стенах. А сами эти сановники требуют казни Ирмеяѓу за пораженческую пропаганду. Как это называется?
Вот поэтому Ирмеяѓу и обращается прямо к солдатам на стенах: не верьте начальникам, они вам уже изменили! Верьте только Богу, а Он сказал: "ни мира, ни войны, армию распустить", только тогда вы сохраните жизнь и сможете начать всё сначала - через 70 лет.
Tags: Танах
Subscribe

  • Леонид Сергеев

    Ах, какая девушка, красивая и стройная, в трамвай влетела бабочкой и села у окна! Ах, какая бабушка седая и румяная, играет с внуком Митенькой на…

  • (no subject)

    Пишут, что Китай запустил гиперзвуковую ракету, которая облетела весь земной шар на низкой орбите и ни одно ПВО её не заметило.…

  • (no subject)

    По моему мнению, если в ближайшие - не дни, а часы - Йоси Бен-Атар не будет уволен нафиг с "Галей Исраэль", эта радиостанция засвидетельствует тем…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 3 comments