Имян Отчествович Фамильев (nomen_nescio) wrote,
Имян Отчествович Фамильев
nomen_nescio

Category:

Мегила 12а, известная тема

По мнению р.Шимона бар Йохай евреи были приговорены Небесным судом к смерти в дни Пурима за то, что поклонились идолу.
Какому? Когда?
Идолу, который воздвиг Невухаднецар (Даниель, 3 глава).
Но ведь это было в дни Невухаднецара, лет за пятьдесят до событий Пурима! Если наказывать - то участников. А они в большинстве перемерли, а дети их не подлежат наказанию по словам Йехезкеля (18:19-21).
Отсюда и следует известный комментарий: это был не настоящий идол, а символ государственной власти. Потому-то ни пророк Йехезкель, ни ангел на небесах не смогли гарантировать упрямым Хананье, Мишаэлю и Азарье защиту, если они откажутся кланяться: это не нарушение запрета идолопоклонства.
Но поклонение было опасным. Поклониться идолу - значило признать верховенство царя во всём. Царь будет стоять над Богом. Преимущество государства перед религией. Религия становится частным делом, религиозные законы соблюдаются в той мере, в какой они не мешают царским. Таким образом, поклонившись идолу, евреи времён Невухаднецара отказались от верховной власти Бога за себя и за своих потомков. Вот и были наказаны их потомки.
Но еврей мог сказать: "внешне я кланяюсь царству, а в душе почитаю Бога"! Ну так, по словам р.Шимона бар Йохай, и Бог так сказал: "внешне Я их истребляю, а в душе очень люблю".

В этом смысл сказанного в Гемаре: "в Пурим евреи вторично приняли Тору". Как можно принять в Пурим Тору, если её никто в Пурим не давал? Не было громов, молний и откровения, "сокрытие Лика" продолжалось! Объяснить можно вот как: когда был разрушен Храм, евреи решили: Бог покинул нас, отказался от Своей части завета, ушёл в вышние миры. Он больше не хочет быть нашим господином. По крайней мере, на 70 лет. Но мы - праведные честные евреи, и мы добровольно принимаем на себя заповеди даже на время Божественного отдаления, хотя уже и не обязаны. הציבי לך ציונים, как сказано в Сифре Дварим 43. И эти заповеди остаются нашим внутренним делом, а господин у нас - уже не Царь мира, а царь мира, то есть Ахашверош, "правящий во всем поднебесье" (Мегила 11а).
После катарсиса, случившегося в Пурим, евреи "приняли Тору" - то есть объявили, что Синайский завет по-прежнему существует и Бог по-прежнему является их хозяином.
Но ведь Вторая Сторона на новом подписании не присутствовала! Нет, присутствовала. Евреи заставили Бога прийти на заключение завета. Как? Объявив, что события Пурима не случайны, что Божественное провидение направляло их. И Ему было не отвертеться: Он вынужден был признать завет и новое принятие Торы.
ניצחוני בנייי
Tags: Пурим
Subscribe

  • (без темы)

    Ѓилель Мали отмечает, что тема небесного суда, греха и оправдания относится в Танахе и Талмуде к совершенно разным семантическим полям. В Танахе…

  • Харедим и вакцина

    На харедимном сайте "Кикар ѓа-шабат" в откликах на сообщения о коронавирусе - дискуссии за и против прививок, как везде. Аргументы антиваксеров -…

  • Гавизон-Медан

    20 лет назад два известных человека, судья профессор Рут Гавизон и глава ешивы р.Яаков Медан, с помощью других умных людей сформулировали так…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 2 comments