Имян Отчествович Фамильев (nomen_nescio) wrote,
Имян Отчествович Фамильев
nomen_nescio

Categories:

Ещё о Бильаме

История Бильама (Бемидбар 22-24) - лучшее доказательство недостаточности простого смысла Торы для её понимания. При простом понимании текста мы не видим ни одной детали, свидетельствующей о греховности Бильама, только намёки, которые можно толковать по-разному. И при этом для мидрашей Бильам - полностью отрицательный персонаж. Это известно.
Можно выдвигать гипотезы о том, почему мидраш так к нему относится.
Например: царь Балак не стал бы звать праведного пророка для проклятия Израиля.
Или: ведь ангел Господень разгневался на него в дороге, значит, он плохой.
Или: именно Бильам дал моавитянам и мидьянитянам совет развратить Израиль блудницами (в Бемидбар 31:16 это говорится о Мидьяне, а мидраши на 25:1 говорят, что и моавитянок подсунул им Бильам).
Или: у НИХ тоже был пророк, как и у нас, но если мы хорошие, а ОНИ - плохие, то из этого следует, что ИХ пророк по определению плохой. В свете этой позиции ясно, почему Танхума на Бемидбар 22:23 (его цитирует Раши) говорит "естественное оружие неевреев - меч, а не слово; Бильам пошёл не со своим оружием - со словом, так да будет убит мечом". Противопоставление "меч-слово" относится к Эсаву и Яакову, а Бильам - из Месопотамии, арамеец (Леках Тов Бемидбар 22:5), а по одному мнению - он и есть Лаван (Таргум Йерушалми Бемидбар 22:5)! Но для мидраша архетип нееврея - это Эсав, а Эсав по определению плохой. Поэтому сказанное об Эсаве мы относим и к нашему близкому родственнику Бильаму.
Раши в комментарии на книгу Бемидбар четырежды упоминает коварный совет Бильама совратить Израиль блудницами - в комментариях на 22:5, 24:14, 25:1 и 31:16. А ведь только в 31:16 этот совет прочитывается в тексте. Зачем так подчёркивать это? Потому что это единственное зло, которое поганый Бильам - средоточие телесных пороков и воплощение духовных гадостей, по мидрашу - действительно сделал Израилю. Единственное, за что его стоило казнить мечом в том поколении и словом во всех последующих. Всё остальное осталось в области его намерений, вчитываемых нами в текст.
О Бильаме многие писали, находили в мидраше даже попытки отождествления Бильама с Назаретянином. Ладно.

Интереснее всего то, что в стихе 22:18 Бильам говорит "Господь, Бог мой". Насколько я помню, он единственный нееврей, говорящий так в Писании. Остальные - в лучшем случае "Господь, Бог твой/ваш". Видимо, это свидетельствует о силе пророчества. Но обычно такое выражение означает присоединение к еврейскому народу (сравни Рут 1:16). Раши на 24:13 сравнивает два высказывания Бильама и делает вывод о том, что теперь, когда он не говорит "Бог мой" (в 24:13), он знает, что отвратителен Всевышнему и изгнан. А раньше, когда он мог это сказать, что было?
Tags: Бемидбар
Subscribe

  • (no subject)

    Эту фразу я перевёл как "...оставим это всяким завзятым софистам, весьма надменным и никогда не передумывающим" (с помощью словаря E.A.Sophocles).…

  • (no subject)

    Любавичский ребе об убое скота ויש להוסיף בנוגע לאומנות הזביחה גופא, ש"צריכא בדיקה אבישרא ואטורפא", "בדק לה בריש לישניה" – דיש לומר ענינו בעבודה,…

  • Иудаизм о загробной жизни

    (только представления, о которых есть консенсус, от Талмуда до интернета) - После смерти человека нечто остаётся. Оно условно называется "душа". (Что…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 37 comments

  • (no subject)

    Эту фразу я перевёл как "...оставим это всяким завзятым софистам, весьма надменным и никогда не передумывающим" (с помощью словаря E.A.Sophocles).…

  • (no subject)

    Любавичский ребе об убое скота ויש להוסיף בנוגע לאומנות הזביחה גופא, ש"צריכא בדיקה אבישרא ואטורפא", "בדק לה בריש לישניה" – דיש לומר ענינו בעבודה,…

  • Иудаизм о загробной жизни

    (только представления, о которых есть консенсус, от Талмуда до интернета) - После смерти человека нечто остаётся. Оно условно называется "душа". (Что…