Имян Отчествович Фамильев (nomen_nescio) wrote,
Имян Отчествович Фамильев
nomen_nescio

Categories:

Альтернативная история Исхода

Празднуя Песах, мы рассуждали о многих материях. В частности, о том, что согласно толкованию слов из Дварим 4:34 "...Бог... взял народ из чрева народа" (дословно - гой из гоя), да и согласно Мехильте на историю о рассечении моря ("Зачем ты спасаешь именно этих и топишь тех"? - спросили Бога ангелы. "Эти идолопоклонники и те тоже!") в момент исхода сыны Израиля ничем не отличались от египтян. В таком случае у них не было заслуги праотцов. (Я не упоминаю "скрытый аспект души Авраѓама", поскольку оба эти комментария его не учитывают). Получается согласно этим комментариям, что сыны Израиля выведены лишь потому, что генетически, телесно происходили от праотцов - во исполнение обетования. Ничего исключительного в самих египетских рабах, за что им стоило бы даровать страну и Тору, не было.
На Синае был заключён завет и дарована Тора. В этом завете праотцы не упоминаются. (Многократно говорилось, не помню, кем, что разница первых слов Бога к Моше на Хореве - "Я Бог праотцов" - и к народу на Синае - "Я твой Бог, выведший тебя" - принципиальна). Далее, на Синае в завет вступил многочисленный "эрев рав" - геры. У них никаких праотцов не было, а евреями они стали. Кроме того, Бог по мидрашу предлагал Тору всем народам (правда, перечисляются только потомки Авраѓама, случайно ли это?) и к заслугам праотцов при этом не обращался.
Можно сделать вывод, что обетование праотцам - дать их потомкам землю - отделено от дарования Торы. Изначально было возможно одно без другого. В землю Израиля мог войти народ без Торы, просто соблюдающий завет Авраѓама и "творящий милосердие и справедливость" (Берешит 18:19). С другой стороны, Тора - небесное сокровище, хранимое 2000 поколений до сотворения мира - могла бы не спускаться на землю вообще, а могла бы достаться каким-нибудь потомкам Моше, что ему Бог и предлагал. Одно дело - из любви к праотцам дать подарок их потомкам, а другое дело - навеки соединить небо и землю Божественным законом, изменить само соотношение материального и духовного. Это теперь мы знаем, что народ, Тора и страна неразделимы, по Кузари, ретроактивно, а изначально возможна была и альтернативная история.
Tags: Шмот
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 3 comments