Имян Отчествович Фамильев (nomen_nescio) wrote,
Имян Отчествович Фамильев
nomen_nescio

Category:

"Потому что не заквасилось"

В Шмот 12:8 сказано: "И пусть съедят мясо [пасхальной жертвы] в ту же самую ночь, жареным на огне; с опресноками и с горькими травами будут есть его". Далее, в стихе 15, сказано: "Семь дней ешьте опресноки; точно к первому дню устраните квасное из ваших домов, ибо всякий, кто будет есть квасное с первого дня до седьмого дня - та душа будет истреблена из среды Израиля".
Из этих стихов на первый взгляд следует, что 14 нисана в Египте сыны Израиля устранили из дома всё квасное с намерением не держать его в домах семь дней. Но в описании Исхода говорится:
"И понес народ свое тесто прежде, чем оно вскисло; квашни, увязанные в одеждах, на своих плечах" (стих 34). "И испекли они тесто, которое вынесли из Египта, пресными лепешками, ибо оно еще не заквасилось (כי לא חמץ), потому что они были выгнаны из Египта и не могли медлить, и даже пищи не приготовили себе" (стих 39). Значит, тесто не заквасилось только потому, что евреи были спешно изгнаны из Египта? А если бы они не были изгнаны в ту ночь - оно бы спокойно заквасилось? Если так, то вырисовывается следующая картина. Как известно, тесто заквашивается, если оно стоит без обработки 18 минут. Утром 15 нисана домашние хозяйки во всех еврейских домах Египта поставили тесто и не стали предпринимать никаких мер против заквашивания... И Богу пришлось немедленно посылать египтян с тем, чтобы те тут же выгнали евреев из страны - а то тесто успеет закваситься!
Евреи собирались осознанно нарушить первую полученную ими заповедь Бога? Или это можно объяснить как-то по-другому?

В Талмуде обсуждается вопрос, было ли во время Исхода (פסח מצרים) заповедано семидневное воздержание от квасного или же этот закон начал действовать только через год, при праздновании в пустыне. Р.Йосе ѓа-Глили в Псахим, 28б и 96б говорит, что запрещение квасного действовало в Египте только один день - день принесения пасхальной жертвы 14 нисана и её поедания вечером (по счёту дней, принятому до Синая, сутки - это день и следующая за ним ночь). Значит, на следующий день евреи имели полное право есть хамец, и их тесто не заквасилось лишь чудесным образом - от быстрого бега, что ли. Хазкуни в комментарии на Тору доказывает это фразой из пасхальной Ѓагады: "Эту мацу мы едим, потому что тесто наших предков не успело закваситься" - а не потому, что им это было заповедано в Египте. (В Талмуде, Псахим 116б, приведено более краткое объяснение смысла мацы на седере - "потому что были избавлены", которое не может доказывать данное мнение р.Йосе).
Так же комментирует стих 34 и Раши: "египтяне не дали им задержаться настолько, чтобы тесто успело закваситься". Да и Ибн Эзра пишет: "В тесте, вынесенном из Египта, таки да была закваска", а в комментарии на стих 15 он говорит прямо: "В Египте было заповедано есть мацу только один день, а семидневное обязательное (так у Ибн Эзры - חיוב!) поедание мацы было заповедано для дальнейших праздников, в память о спешке во время Исхода: ведь они все семь дней не могли задержаться настолько, чтобы нормально замесить тесто; вот и ели пресный хлеб, который испекли на первой стоянке". Тогда стих понимается по его простому смыслу: "испекли пресные лепёшки, כי לא חמץ כי גרשו ממצרים - потому что не заквасилось, потому что они были изгнаны".

В то же время Рамбан (в комментарии на стих 39) считает, что во время Исхода тоже был запрет на квасное в течение семи дней, и сказанное в стихе 19 "квасное да не будет находиться у вас" относится не только к פסח דורות - на все поколения - но и ко времени Исхода. А сказанное "потому что они были выгнаны из Египта и не могли медлить" всего лишь объясняет, почему они испекли тесто на стоянке, а не дома. А там, в дороге, в Суккот или в Раамсес, они испекли пресные хлебы, как им и было заповедано, когда остановились там "на краткое время" (Мехильта Баходеш 2). Так говорит и Тур: "Не думай, что если бы они остались, они дали бы тесту закваситься; это лишь объясняет, почему они испекли тесто в дороге". Рош в комментарии на Тору тоже понимает слова כי גרשו не "потому что были изгнаны", а "когда были изгнаны", и связывает их со сказанным выше в стихе אשר הוציאו ממצרים: "они вынесли тесто из Египта, когда были изгнаны оттуда".
Таргум Йерушалми на стих 34 говорит, что евреи понесли своё тесто на головах (в тексте - "на плечах"), и Ор ѓа-Хаим спрашивает: "А что, у них не было другой возможности его нести? Так они поступили специально, для того, чтобы тесто в дороге тряслось и не заквашивалось" (Мне это непонятно. При несении на голове предметы трясутся гораздо меньше, чем при несении в руке или на спине - африканские и арабские женщины, переносящие на головах кувшины с водой, это знают). "И кроме того, - продолжает Ор ѓа-Хаим, - они не клали в тесто закваску". Он, видимо, согласен в этом с Рамбаном. А фразу כי לא חמץ он отделяет от предыдущих слов "пресные лепёшки" עוגות מצות и понимает стих так: "...испекли пресными лепёшками, и не заквасилось тесто, когда они были изгнаны из Египта". Здесь первое כי используется как соединительный союз, и лишь второе - в значении предлога "когда". Ни одно из них не означает "потому что".
Сборный комментарий דעת זקנים מבעלי התוספות учитывает оба мнения. Если скажем, что хамец во время Исхода был запрещён только один день, то כי גרשו ממצרים - это объяснение, "не заквасилось, потому что были изгнаны", а могло бы. Но если мы скажем, что хамец был запрещён все семь дней - тогда כי לא חמץ означает "потому что нет хамеца, совсем нет, онтологически, быть не может. А фраза כי גרשו тогда объясняет, почему они не заготовили припасов צידה לא עשו - потому что были изгнаны. (Потому-то и ныли всю дорогу о хлебе - добавляет Рашбам).
Tags: Песах, Шмот
Subscribe

  • Явная лажа-4

    ...13. За несколько дней до побега тюремщик подошёл к камере с письмом для Мундаля Инфиата Якуба. Его товарищ подбежал к двери сказал, что Якуб устал…

  • (no subject)

    Я предлагаю моим друзьям в России, принимающим участие в выборах, голосовать сегодня, 17 сентября, пятница. Вот почему. Уже с нескольких…

  • (no subject)

    Ѓилель Мали отмечает, что тема небесного суда, греха и оправдания относится в Танахе и Талмуде к совершенно разным семантическим полям. В Танахе…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 12 comments

  • Явная лажа-4

    ...13. За несколько дней до побега тюремщик подошёл к камере с письмом для Мундаля Инфиата Якуба. Его товарищ подбежал к двери сказал, что Якуб устал…

  • (no subject)

    Я предлагаю моим друзьям в России, принимающим участие в выборах, голосовать сегодня, 17 сентября, пятница. Вот почему. Уже с нескольких…

  • (no subject)

    Ѓилель Мали отмечает, что тема небесного суда, греха и оправдания относится в Танахе и Талмуде к совершенно разным семантическим полям. В Танахе…