Имян Отчествович Фамильев (nomen_nescio) wrote,
Имян Отчествович Фамильев
nomen_nescio

Category:

Навстречу Шавуоту

Как известно, в Берешит 43:9 Йеѓуда поклялся своему отцу привести к нему Биньямина из Египта, "а если нет - буду грешен пред тобою навсегда". Он его привёл, но "проклятие праведника всегда сбывается, даже попусту" (где-то в Хагиге, кажется), и "отлучение праведника - даже условное и даже если условие было выполнено - нуждается в расторжении" (Макот 11б). Поэтому кости Йеѓуды перекатывались в его гробу, он был отлучён от вечного покоя, пока Моше перед смертью не взмолился о нём:
"Услышь, Господи, голос Йеѓуды
и к народу его приведи его,
руки его укрепи
и будь ему в помощь против супротивников" (Дварим 33:7).
В Сота 7б это толкуют так: "После первой фразы кости Йеѓуды перестали перекатываться, после второй - он попал в небесную ешиву, но ничего там не понимал. После третьей - стал понимать, а после четвёртой научился дискутировать с супротивниками - с оппонентами - и выводить ѓалаху".
А почему Йеѓуда ничего не понимал в небесной ешиве? Потому что он в гробу, в отлучении, пропустил дарование Торы! Остальные праотцы попали на тот свет и получили первозданную Тору (даже если они исполняли её при жизни, она не была ещё спущена с небес и поэтому её полноценное познание было невозможно). Потом она была спущена на землю и перешла в распоряжение людей, то есть стала изменчивой, стала зависеть от результатов ѓалахических дискуссий. Кроме того, как известно из истории о "почему Всевышний не учит Тору от имени р.Меира", её изучение на небесах прямо зависит от её изучения на земле.
Умершие после дарования Торы встречали на небесах такую же дискутабельную Тору, какую оставили в мире. Умершие до дарования, обретя первозданную Тору, могли понять и её новую дискуссионную, изменчивую форму.
А Йеѓуда умер ДО Синая, а попал в небесную ешиву ПОСЛЕ. Естественно, он ничего не понимал.

Мораль сей басни такова: не прогуливайте уроки!
Tags: ворт
Subscribe

  • Они вошли живыми в рай

    (по ранним и поздним мидрашным источникам): Ханох Метушелах [Элиэзер] слуга Авраѓама Биньямин, сын Яакова Серах, дочь Ашера Батья, дочь фараона три…

  • (no subject)

    "Ныне мы видим как сквозь стекло, загадки..." (1-е к Коринфянам, 13:12). Во времена Павла стекло практически всегда было мутным, едва пропускавшим…

  • Божественные качества, молитесь за нас?

    Есть такой гимн в слихот. Его часто пропускают, но он есть. Иногда его переделывают, чтобы было "божественные качества, молюсь я...", но получается…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 11 comments

  • Они вошли живыми в рай

    (по ранним и поздним мидрашным источникам): Ханох Метушелах [Элиэзер] слуга Авраѓама Биньямин, сын Яакова Серах, дочь Ашера Батья, дочь фараона три…

  • (no subject)

    "Ныне мы видим как сквозь стекло, загадки..." (1-е к Коринфянам, 13:12). Во времена Павла стекло практически всегда было мутным, едва пропускавшим…

  • Божественные качества, молитесь за нас?

    Есть такой гимн в слихот. Его часто пропускают, но он есть. Иногда его переделывают, чтобы было "божественные качества, молюсь я...", но получается…