Имян Отчествович Фамильев (nomen_nescio) wrote,
Имян Отчествович Фамильев
nomen_nescio

Categories:

Вегетарианство согласно Торе

Подборка источников. Многие (но не все) взяты отсюда. Некоторые источники даны в пересказе.

Вегетарианство

Вегетарианство первого человека

1. Берешит 1:29-30
И сказал Б-г: вот, Я дал вам всякую траву семяносную, какая на всей земле, и всякое дерево, у которого плод древесный, семяносный, вам это будет в пищу. А всем животным земным и всем птицам небесным, и всякому движущемуся по земле, в котором душа живая, – вся зелень травяная в пищу. И стало так.
2. Радак на Берешит 9:6
Даже относительно растений, которые куда менее значительны, нежели животные, нужно было особое повеление Бога, чтобы разрешить их использовать Адаму и Хаве - как сказано (Брейшит 1:29): "Вот, Я даю вам всю траву".
3. Берешит 2:16
И заповедал Г-сподь Б-г человеку, сказав: от всякого дерева сада ты можешь есть.
4. Берешит 3:18
И будешь питаться полевою травою.
5. Комментарий Сончино на Берешит 1:29
В том идеальном мире, в который изначально был помещен человек, животные не испытывали потребности нападать, убивать и поедать друг друга (к такому же состоянию должен прийти мир в начале мессианской эры, см. Йешаяѓу, 11:7)
6. Йешаяѓу 11:6-8
И волк будет жить (рядом) с агнцем, и леопард будет лежать с козленком; и телец, и молодой лев, и вол (будут) вместе; и маленький мальчик (будет) водить их. И пастись будут корова с медведем; детеныши их лежать будут. вместе; и лев будет есть солому, как вол. Не будут творить зла и не будут убивать на Моей святой горе.
7. Моше Кассуто, «От Адама до Ноаха», стр. 58
Вам разрешается использовать животных для работы, властвовать над ними, чтобы использовать их, но вы не должны считать их жизнь дешевой, убивать их ради пищи. Ваша естественная диета является вегетарианской.
8. Раши на Берешит 9:3
А первому человеку я разрешил есть только зелень.

Отмена вегетарианства после потопа

9. Берешит 9:2-3
И боязнь и страх перед вами будет на всяком звере земли и на всякой птице небесной, на всем, что движется на земле, и на всех рыбах морских; в ваши руки отданы они. Все движущееся, что живет, будет вам в пищу; как зелень травяную даю вам все.
10. Сан¬ѓедрин 59б
Сказал рав Йеѓуда, сказал Рав: Первому человеку не было разрешено есть мясо, как сказано: «вам это будет в пищу и всем животным земным» - но не животные земные вам в пищу. А сынам Ноаха Он это разрешил, как сказано: «как зелень травяную даю вам всё».
11. Рамбан на Ваикра 26:6
Хищные свойства появились у животных только из-за греха человека. Он был наказан и обречён стать пищей для животных, и для этого их природе была придана хищность, и потому они стали есть и друг друга. Известно ведь, что, растерзав человека, хищное животное становится более злым, как сказано: «И научился терзать добычу, человека съев» (Йехезкель 19:3).
12. Рамбан на Берешит 9:6
Изначально и человек, и животные обладали травоядной природой. После того, как человеку было разрешено резать животных, а животные стали хищными, понадобилось даровать человеку способность наводить страх на животных, дабы они не убивали людей.
13. Р.Йосеф Альбо, Книга основ 3:15
В допотопную эпоху люди ошибочно полагали, что причина, по которой им не разрешили есть мясо, была в том, что люди и животные находятся на одинаковом моральном уровне, и люди не более ответственны за свои действия, чем животные. Такое представление привело к моральному вырождению, и в конечном счете – к потопу. После потопа было снято запрещение есть мясо, чтобы люди поняли, что они находятся на более высоком духовном уровне, чем животные, и что поэтому на них наложена большая ответственность.
14. Ицхак Гебенстрейт, Киврот ѓа-таава (1929 г.), стр. 6
Бог никогда не хотел, чтобы люди ели мясо, из-за сопутствующей этому жестокости; люди не должны убивать живых существ и наполнять их животы, уничтожая другие жизни. Бог после потопа временно дал разрешение есть мясо из-за тогдашних условий, когда вся растительность была уничтожена.
15. Берешит 9:2-5
(2) И боязнь и страх перед вами будет на всяком звере земли и на всякой птице небесной, на всем, что движется на земле, и на всех рыбах морских; в ваши руки отданы они. (3) Все движущееся, что живет, будет вам в пищу; как зелень травяную даю вам все. (4) Только плоти при жизни ее, крови ее не ешьте. (5) Особенно же кровь вашей жизни взыщу Я: от всякого зверя взыщу Я ее, и от руки человека, от руки брата его взыщу душу человека.
16. Р.Авраѓам ибн Эзра на Берешит 9:5
«Я разрешил вам проливать кровь любого животного, кроме крови вашей...» - это общее положение. А затем Тора разъясняет: "с человека" - если несколько человек убьют одного или один человек убьет одного, Я взыщу эту кровь; и также взыщу Я "со всякого зверя" - то есть прикажу другому зверю его убить, потому что вам разрешается убивать животных, но не им - вас.
17. Рамбан на Берешит 1:29
И при этом Он не дал людям права потреблять душу, и поэтому запретил им есть члены, отрезанные от живого животного. И кроме того, Он запретил людям кровь, поскольку она – средоточие души, как сказано: «Ибо душа всякой плоти в её крови» (Ваикра 17:14).
18. Рамбан на Ваикра 17:11
Всевышний сотворил все существа этого мира ради человека, ибо только человек из всех существ знает своего Создателя. Но вначале Он разрешил людям есть только растительность, а не животных. А после потопа все животные были спасены благодаря Ноаху и теперь существуют только благодаря ему, и поэтому человеку разрешено приносить животных в жертву и есть их. Их плоть будет служить для пользы и удовольствия человека, а душа, то есть кровь – для искупления. Ведь обладающему душой нельзя есть душу, ибо все души принадлежат Б-гу. «Ибо участь сынов человеческих и участь скотины – одна и та же участь: как тем умирать, так умирать и этим; и дыханье одно у всех» (Коѓелет 3:19).
19. Зоѓар, Ситрей Тора 1 (Берешит), Лех леха 89б
…Когда согрешил человек, злое начало загрязнило его тело. Пришёл Ноах и увидел, что тело создано из места, заражённого злым началом, и принёс жертвы. И сказал Всевышний: Поскольку тело загрязнено злым началом, пусть питается чем хочет, и пусть человек ест мясо, и пусть плоть наслаждается плотью и множится от плоти. Но поскольку из-за этого наслаждения человек грешит, пусть люди приносят плоть в жертву во искупление своих грехов, дабы кровь искупила кровь и плоть искупила плоть.
20. Ш.-Р.Ѓирш на Берешит 9:2
Ещё до предоставления Ноаху и его семейству разрешения есть мясо Бог заявляет: «И боязнь и страх перед вами будет на всяком звере земли и на всякой птице небесной, на всем, что движется на земле, и на всех рыбах морских; в ваши руки отданы они» (9:2). Теперь, когда дано разрешение есть животных, люди и животные больше не живут в гармонии, но животные пребывают в постоянном страхе и боятся людей. Связь между людьми и животными нарушена, началось изменение отношений людей и мира.

Вегетарианская диета в пустыне

21. Шмот 16:31-32, 35
(31) И нарек дом Исраэйлев имя ему ман: он, как семя кориандровое, белый, а вкус его, как у лепешки с медом. (32) И сказал Моше: вот что повелел Г-сподь: наполните им омэр для хранения в роды ваши, дабы видели хлеб, которым Я кормил вас в пустыне, когда Я вывел вас из земли Египетской… (35) А сыны Исраэйлевы ели ман сорок лет, до пришествия их в землю обитаемую; ман ели они, доколе не пришли к рубежу земли Кнаан.
22. Бемидбар 11:8
Бродили люди и собирали, и мололи на жерновах или толкли в ступе, и варили в котле, и делали из него лепешки; и был вкус его как вкус масла.
23. Йома 75
В писании манна уподобляется хлебу, маслу, меду. Раби Йошия бераби Ханина пояснял: Манна была для отрока — хлебом, для старца — маслом, для младенца — медом, и каждым усваивалась сообразно потребностям его возраста.
24. Р. Ицхак Арама, Акедат Ицхак
Всевышний после исхода из Египта ограничил рацион евреев немясной пищей – манной. И эта пища удовлетворяла все потребности человека!


Ограничения на потребление мяса

25. Берешит 9:4
Только плоти при жизни ее, крови ее не ешьте.
26. Ш.-Р. Ѓирш на Берешит 9:3
Этот стих устанавливает первый из законов о питании, обязательных не только для евреев, но и для всех потомков Ноаха. Речь идет о запрещении есть мясо, вырванное из тела живого животного (אבר מן החי)
27. Ваикра 17:10-14
(10) И каждый из дома Исраэйлева и из пришельцев, живущих между ними, кто будет есть какую-либо кровь, то обращу лицо Мое на душу того, кто будет есть кровь, и истреблю его из среды народа его. (11) Потому что душа тела – в крови, и Я предназначил ее вам для жертвенника, на искупление душ ваших, ибо кровь, – она душу искупает. (12) Поэтому сказал Я сынам Исраэйлевым: ни один из вас не должен есть крови; и пришелец, живущий среди вас, не должен есть крови. (13) И всякий из сынов Исраэйлевых и из пришельцев, живущих среди них, кто на ловле поймает зверя или птицу, которую можно есть, должен выпустить кровь ее и покрыть ее землею. (14) Ибо душа всякого существа это кровь его. Она душа его; (вот) и сказал Я сынам Исраэйлевым: крови какой бы то ни было плоти не ешьте, ибо душа всякой плоти это кровь ее; всякий, кто ест ее, истреблен будет.
28. Дварим 12:16
Только крови не ешьте; на землю выливайте ее, как воду.
29. Дварим 12:23-25
(23) Но старайся не есть крови, ибо кровь есть душа; не ешь же души вместе с мясом. (24) Не ешь ее; на землю выливай ее, как воду. (25) Не ешь ее, дабы было хорошо тебе и детям твоим после тебя, если будешь делать угодное пред очами Г-спода.
30. Дварим 15:23
Только крови его не ешь: на землю выливай ее, как воду.
31. Моше Кассуто, От Адама до Ноаха
Предписание удалять кровь перед употреблением мяса означает, что мы уважаем жизнь и убираем её носитель из мяса перед тем, как съесть его. Только при этом условии употребление мяса в пищу разрешено. Это напоминает нам, что по-настоящему поедание мяса должно быть запрещено.

32. Песахим 49б
Только мудрец Торы имеет право есть мясо, невежда же такого права не имеет.

33. Дварим 12:20-21
(20) Когда расширит Г-сподь, Б-г твой, предел твой, как Он говорил тебе, и ты скажешь: "поел бы я мяса", потому что душа твоя пожелает мяса, то сколько угодно душе твоей ешь мяса. (21) Если далеко будет от тебя то место, которое изберет Г-сподь, Б-г твой, для водворения имени Своего там, то зарежь из крупного и из мелкого скота твоего, который дал тебе Г-сподь, как я повелел тебе, и ешь во вратах твоих по всему желанию души твоей.
34. Раши на Дварим 12:20
Тора учит доброму правилу: человек может желать есть мясо, только живя в изобилии и богатстве [Сифре; Хулин 84 а].
35. Кли якар на Дварим 12:21
Каков смысл всей процедуры шхиты? Самодисциплина. Намного более уместно для человека не есть мясо; Тора разрешает это, только если присутствует сильное желание, и даже тогда – только после многих неудобств, необходимых, чтобы удовлетворить его желание. Есть надежда, что из-за трудности и утомительности этой долгой процедуры он усмирит свое не поддающееся контролю желание мяса.
36. Ваикра 17:3-4
(3) Всякий из дома Исраэлева, кто зарежет быка или овцу, или козу в стане, или кто зарежет вне стана, (4) А ко входу шатра соборного не приведет его для приношения жертвы Г споду пред скиниею Г-споднею, то кровопролитием будет считаться это тому человеку: кровь пролил он, и истребится человек тот из среды народа своего.

37. Р.Авраѓам Ицхак Кук
Кашрут является сложным аппаратом, разработанным, чтобы поддержать уважение к жизни, с целью в конечном итоге увести людей от их желания есть мясо.
38. Пинхас Пели, Тора сегодня
Законы кашрута учат нас, что вегетарианская еда должна быть предпочтительна для еврея. Если уж нельзя сдержать тягу к мясу, это должно быть кошерное мясо, которое служило бы напоминанием, что животное, которое мы съели, является созданием Бога, что смерть такого существа не может восприниматься легкомысленно, что мы не можем черство относиться к живому существу, и что мы ответственны за то, что случается с другими существами (человек или животное), даже если мы лично не входили с ними в контакт. Охота ради спорта тоже запрещена.

Гуманное отношение к животным

39. Мишлей 12:10
Знает праведник душу скотины своей, а милосердие злодеев жестоко.
40. Рамбан на Берешит 1:29
Живые существа обладают душой и определенным духовным потенциалом, которые в этом отношении делают их подобными обладающим интеллектом (людям), и у них есть возможность добывать себе пропитание, и они избегают боли и смерти... Поэтому запрещение причинять страдания живым существам – из Торы, и в этом смысл заповеди шхиты, и в этом причина благословения, читаемого при её исполнении.
41. Рамбам, Море невухим 3:48
И запрещено нам резать самку и её детёныша в один день, чтобы мы не зарезали детёныша перед матерью и не причинили ей тем самым больших страданий. Нет разницы между страданиями животного и страданиями человека, ведь материнская любовь и жалость к дитяти – не следствие разума, а действие воображения, присутствующего в большинстве животных так же, как в людях.
42. Брахот 33б
Молящегося словами «Даже на птичье гнездо простирается милость Твоя» заставляют замолчать, так как он имеет в виду, что заповеди Всевышнего продиктованы милосердием. Это не так, они просто неоспоримые Царские указы.
43. Рамбам, Море невухим 3:48
А сказанное в гемаре Брахот – лишь одно из предлагаемых объяснений.
44. Рамбан на Дварим 22:6
Итак, смысл заповеди «отпускать мать с гнезда» и запрета резать самку и её детёныша в один день – чтобы мы не ожесточились. Ведь мясники обычно жестоки, как сказано (Кидушим 82б): «Даже лучший из мясников – товарищ Амалека». И смысл этих заповедей не в том, что Тора жалеет животных, ведь иначе нам не было бы разрешено их резать.

Отрицательные стороны мясной пищи

45. Р.Йосеф Альбо, Книга основ 3:15
Убийство животных приводит к развитию жестокости, гнева и привычке к пролитию невинной крови.
46. Абарбанель на Ваикра 11:3
Животные, которые жуют жвачку, не способны дробить и разжевывать кости. Поэтому они питаются растениями и не обладают свирепостью хищных зверей. Их раздвоенные копыта лишены когтей, таким образом они являются мирными и относительно безопасными. Ограничение рациона евреев такими животными означает, что евреи должны избегать есть животных с жестокой натурой.
47. Йонатан Гершом, ребе из Миннесоты
Мясо – наименее важная пища. Это видно из того, что послетрапезное благословение для мяса и рыбы самое короткое – короче благословений для мучных продуктов, плодов земли Израиля, вина и хлеба, а благословение перед употреблением мяса и рыбы («шеѓаколь») читается в последнюю очередь, уступая в приоритете благословениям на хлеб, вино и даже овощи и фрукты. Да и формулировка его самая общая: «всё создано по слову Его». На мясо нет специального благословения.

Идеал вегетарианства

48. Дварим 8:7-8
(7) Ибо Г-сподь, Б-г твой, ведет тебя в землю хорошую, в землю потоков вод, ключей и источников, истекающих в долинах и в горах. (8) В землю пшеницы и ячменя, и виноградных лоз, и смоковницы, и гранатовых деревьев, в землю масличных деревьев и меда.
49. Дварим 11:13-15
(13) И вот, если послушаетесь заповедей Моих, которые Я заповедую вам ныне, чтобы любить Г-спода, Б-га вашего, и служить Ему всем сердцем вашим и всею душою вашею, (14) То дам Я дождь земле вашей своевременно, ранний и поздний; и соберешь ты хлеб твой и вино твое, и масло твое; (15) И дам Я траву на поле твоем для скота твоего; и будешь есть и насыщаться.
50. Амос 9:13-14
(13) Вот, наступают дни, – сказал Г-сподь, – когда пахарь сойдется со жнецом, а давильщик винограда – с сеятелем; а горы источать будут сок, и все холмы растают. (14) И возвращу Я изгнанных народа Моего, Йисраэйля, и отстроят они опустевшие города, и поселятся в них, и насадят виноградники и будут пить вино их, и разведут сады, и будут есть плоды их.
51. Ирмеяѓу 29:5
Стройте дома и селитесь в них, сажайте сады и ешьте плоды их.
52. Йоэль 4:18
И будет в тот день, горы источат вино, а холмы истекут молоком.
53. Рамбан на Ваикра 26:6
А когда земля Израиля достигнет совершенства, зло исчезнет из животных и восстановится их прежняя природа, которая была при их сотворении.
54. Р.Авраѓам Ицхак Кук, Идеал вегетарианства (из «Афиким ба-Негев», Оцрот Реая, стр. 743)
В дни Машиаха люди снова станут вегетарианцами. Высокий моральный уровень, достигнутый до поколения Ноаха посредством вегетарианства, обладает такой большой ценностью, что не должен и не может быть утрачен навеки. Тогда не захочется человеку больше есть мясо, и он не будет его есть.
Но пока моральный уровень человечества низок, люди недостойны этой нормы, недостойны вегетарианства, и поэтому им подобает есть мясо. А если человек прикидывается чересчур праведным и стремится следовать этой норме, которая ему не подобает, это приводит лишь к сумятице в его мировоззрении и поступках. Это же смешно: быть излишне милосердным к животным, пока не достиг совершенства в отношениях с людьми, сотворёнными по образу Б-жию! Если такая норма в наше время упрочится, мы можем увидеть злодеев, жестоко убивающих людей, как волки, и удовлетворяющих позывы их совести гуманным отношением с животными.
55. Р.Авраѓам Ицхак Кук, Олат реия 1, стр. 292
В дни Машиаха даже животные будут обладать разумом. И поэтому жертвы в Храме будут только растительными, кровавых жертв больше не будет.
56. Йешаяѓу 11:6-8
И волк будет жить (рядом) с агнцем, и леопард будет лежать с козленком; и телец, и молодой лев, и вол (будут) вместе; и маленький мальчик (будет) водить их. И пастись будут корова с медведем; детеныши их лежать будут. вместе; и лев будет есть солому, как вол. Не будут творить зла и не будут убивать на Моей святой горе.
Tags: еврейская традиция, еврейская философия
Subscribe

  • Гавизон-Медан

    20 лет назад два известных человека, судья профессор Рут Гавизон и глава ешивы р.Яаков Медан, с помощью других умных людей сформулировали так…

  • "Тот, кто думает о святом, не может быть одинок"

    "Людмирская дева", самый известный еврейский трансгендер, представляла серьёзную проблему для еврейства Украины XIX в. Она а) молилась в талите и…

  • (no subject)

    Главная христианская молитвенная служба - обедня - выросла из еврейского благословения после трапезы. А из главной еврейской молитвенной службы -…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 61 comments

  • Гавизон-Медан

    20 лет назад два известных человека, судья профессор Рут Гавизон и глава ешивы р.Яаков Медан, с помощью других умных людей сформулировали так…

  • "Тот, кто думает о святом, не может быть одинок"

    "Людмирская дева", самый известный еврейский трансгендер, представляла серьёзную проблему для еврейства Украины XIX в. Она а) молилась в талите и…

  • (no subject)

    Главная христианская молитвенная служба - обедня - выросла из еврейского благословения после трапезы. А из главной еврейской молитвенной службы -…